Сделаем небольшое отступление в рассмотрении ошибок и недостатков «Хизбут тахрир» и поговорим подробнее о том, как вопрос о клятве и ее нарушении решается в Исламе. Этому вопросу мусульманские улемы в своих книгах посвятили отдельные главы и не оставили никаких сомнений, доказывая все положения аргументами из аятов и хадисов.
يجوز الرجوع في اليمين والنذر وعليه الكفارة
Отказ от клятвы и обета допускается и обязывает к искуплению
Всевышний Аллах сказал:
«Действительно Аллах предписал вам распущение [освобождение от] ваших клятв. И Аллах — ваш Покровитель. И Он — Знающий, Премудрый» (сура «Тахрим», аят 2).
Пояснение: В этом аяте поясняется, как в исламском шариате решается вопрос отказа от клятвы.
Выражение, переведенное нами как «распущение клятв», в арабской фразе выражено словами, которые означают «развязывание узла клятвы», то есть освобождение от клятвы — ее нарушение. Точно так же, выражение «давать клятву» в арабской языке дословно звучит как «завязать клятву узлом». Потому что человек, который поклялся в чем-то, как бы связывает, скрепляет свое намерение. А человек, который не смог выполнить эту связанную клятву, развязывает, распускает этот узел. Всевышний Аллах в этом аяте дает нам знать, что Он ввел в Свой шариат возможность нарушения (распущения) клятв. Детали этого положения указаны в других аятах и хадисах.
عَنْ أَبِي مُوسَى t، قَالَ: أَتَيْتُ رَسُولَ اللهِ rفِي نَفَرٍ مِنَ اْلأَشْعَرِيِّينَ، فَوَافَقْتُهُ وَهُوَغَضْبَانُ، فَاسْتَحْمَلْنَاهُ، فَحَلَفَ أَنْ لاَِ يَحْمِلَنَا،ثُمَّ قَالَ: «وَاللهِ، إِنْ شَاءَ اللهُ، لاَ أَحْلِفُ عَلَىيَمِينٍ، فَأَرَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا، إِلاَّ أَتَيْتُ الَّذِيهُوَ خَيْرٌ، وَتَحَلَّلْتُهَا». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«Я прибыл к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с группой ашъаритов. Я застал его в гневе. Мы попросили его дать нам верховых животных. Так, он поклялся не давать нам верховых животных…
Впоследствии он сказал:
— Клянусь Аллахом, ин шаа Аллах,[1] я не стану клясться по поводу чего-либо, но если и дам клятву, то когда увижу что-то лучшее, чем то, я сделаю это лучшее и нарушу свою клятву».
Передали пятеро.
Великий сподвижник Абу Муса ал-Ашъари радияллаху анху рассказывает о случае, когда он пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с соплеменниками. Это пришлось на тот редкий случай, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам был чем-то разгневан. Но несмотря на это, очевидно, по острой необходимости, они попросили его выделить им верховых животных. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился не в том расположении духа, и к тому же при нем не было подходящих верховых животных, чтобы дать им. Поэтому он клятвенно ответил, что не даст ашъаритам ничего.
И тогда, как утверждается в других риваятах, Абу Муса ал-Ашъари и его спутники встали и ушли назад. Но через некоторое время Пророку саллаллаху алайхи васаллам привели верблюдов. Тогда он тотчас же послал человека, чтобы вернуть ашъаритов. Когда те вернулись, он распорядился дать каждому из них по верблюду. Когда сподвижники возвращались назад, их осенило, что Пророк алайхиссалам отдал им верблюдов, хотя поклялся именем Аллаха, что не даст им ничего. Они забеспокоились, подумав, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам забыл о своей клятве. Они боялись, как бы им не стать причиной клятвонарушения со стороны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому вернулись и сообщили о своем беспокойстве. Тогда Пророк алайхиссалам сказал:
«Клянусь Аллахом, ин шаа Аллах, я не стану клясться по поводу чего-либо, но если и дам клятву, то когда увижу что-то лучшее, чем то, я сделаю это лучшее и нарушу свою клятву».
Отсюда вытекает, что давать клятву по всякому поводу не следует. Но если все же человек поклялся сделать что-либо, а потом ему представилось что-нибудь предпочтительнее, тогда лучше нарушить клятву.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам поклялся, что не даст ашъаритам верховых животных. Но чуть позже появилась возможность дать им верблюдов. Конечно же, это было лучше. Поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам нарушил свою клятву и дал ашъаритам верблюдов, приведенных в качестве пожертвования.
Стоит напомнить, что человеку, нарушившему клятву, надлежит (становится ваджибом) совершить каффарат. Об этом мы поговорим чуть позже.
وَلِمُسْلِمٍ: أَعْتَمَ رَجُلٌ عِنْدَ النَّبِيِّ r، ثُمَّ رَجَعَإِلَى أَهْلِهِ، فَوَجَدَ الصِّبْيَةَ قَدْ نَامُوا، فَأَتَاهُ أَهْلُهُبِطَعَامِهِ، فَحَلَفَ لاَ يَأْكُلُ مِنْ أَجْلِ صِبْيَتِهِ، ثُمَّبَدَا لَهُ، فَأَكَلَ، فَأَتَى رَسُولَ اللهِ r، فَذَكَرَ ذَلِكَلَهُ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: «مَنْ حَلَفَ عَلَىيَمِينٍ، فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا، فَلْيَأْتِهَا،وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ».
В передаче Муслима сказано:
«Один человек просидел у Пророка саллаллаху алайхи васаллам до глубокой ночи. Затем вернулся к своей семье и застал своих детей спящими. Жена ему принесла еду. Он поклялся, что не будет есть из-за своих детей. Но потом передумал и съел еду. (Наутро) он пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и рассказал о случившемся.
Он алайхиссалам сказал:
— Кто поклялся в чем-либо, но потом нашел лучшее, пусть делает это и совершит каффарат (искупление) за свою клятву».
Содвижники старались как можно больше находиться рядом с Пророком саллаллаху алайхи васаллам с целью учиться у него, получать знания, слушать его советы и наставления.
Один из таких сподвижников, о ком идет речь в этом хадисе, также засиделся рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам до поздней ночи, увлекшись его обществом. Когда беседа закончилась и он вернулся домой, его дети уже спали. Выяснилось, что они уснули без ужина, так и не дождавшись отца. Когда жена принесла для него еды, он, раздосадованный, поклялся, что не будет есть пищу, которую не смогли поесть его дети. Но через некоторое время, когда успокоился и голод начал брать верх, он нарушил клятву и съел пищу.
На другой день он рассказал о случившемся Пророку саллаллаху алайхи васаллам и спросил фатву шариата по этому поводу. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто поклялся в чем-либо, но потом нашел лучшее, пусть делает это и совершит каффарат (искупление) за свою клятву».
Этот хадис разъясняет, что для нарушившего клятву становится ваджибом искупление (каффарат).
وَلِمُسْلِم وَالنَّسَائِيُّ: «وَإِنِّي وَاللهِ، إِنْ شَاءَاللهُ، لاَ أَحْلِفُ عَلَى يَمِينٍ، ثُمَّ أَرَى خَيْرًا مِنْهَا،إِلاَّ كَفَّرْتُ عَنْ يَمِينِي، وَأَتَيْتُ الَّذِي هُوَ خَيْرٌ».
В передаче Муслима и Насаи сказано:
«Клянусь Аллахом, ин шаа Аллах, я не стану клясться по поводу чего-либо, но если и дам клятву, то когда увижу что-то лучшее, чем то, то непременно искуплю свою клятву и сделаю то, что лучше».
Этот хадис также подтверждает смысл предыдущих хадисов. Но улемы обратили внимание на тонкую деталь в этом хадисе. Здесь каффарат упоминается перед тем, как совершить благое деяние. Улемы, которые считают, что этот порядок был соблюден в речи намеренно, утверждают, что сначала следует совершить каффарат, а потом нарушить клятву.
Есть и такие улемы, которые говорят, что, мол, как можно прибегнуть к каффарату, когда клятва еще не нарушена, ведь пока не было клятвонарушения, искупление не становится ваджибом (обязательным). Они считают, что порядок озвучивания фактов искупления и нарушения клятвы в этом хадисе не является требующим его соблюдения. Именно эту мысль высказали ученые ханафитского мазхаба. Это подтверждается и вышеприведенными хадисами, где этот порядок различается.
وَلِمُسْلِمٍ وَالتِّرْمِذِيِّ وَأَبِي دَاوُدَ:« مَنْ حَلَفَعَلَى يَمِينٍ، فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا، فَلْيُكَفِّرْعَنْ يَمِينِهِ، وَلْيَفْعَلْ».
В передаче Муслима, Тирмизи и Абу Давуда сказано:
«Тот, кто поклялся по поводу чего-либо, но увидел лучшее, чем то, пусть искупит свою клятву и делает это».
Этот хадис полностью повторяет и подтверждает предыдущий хадис.
Об ИСКУПЛЕНИИ КЛЯТВЫ
Всевышний Аллах сказал:
«Не взыщет Аллах с вас за празднословие в ваших клятвах, но [Он] взыщет с вас за то, что вы скрепили клятвами. И искупление этого — накормление десяти бедняков средним из того, чем кормите свои семьи, или одевание их, или освобождение раба. Кто же не найдет, то — пост три дня. Это — искупление ваших клятв, если вы поклялись. И оберегайте свои клятвы! Вот так разъясняет Аллах вам Свои аяты, — быть может, вы будете благодарны» (сура «Маида», аят 89).
Из этого аята понимается, что Всевышний Аллах подвергнет расчету за все, даже за слова, которые проговариваются устами и на которые люди не обращают внимания, и некоторые из которых считаются грехом, а некоторые — нет.
Значит, как и в каждой сфере жизни человека, дозволенное и запретное существуют и для его речи, для высказываний человека. Определение халалности и харамности в каждом таком случае и назначение положения для каждого дела является прерогативой только Самого Всевышнего Аллаха. Никто, помимо Него, не вправе вмешаться в это дело.
Только Аллах, сотворивший человека из ничего, имеет право указывать ему, как нужно жить.
Только Аллах, даровавший человеку разум и язык, решает, за которые слова, произнесенные этим языком и с использованием этого же разума, Он взыщет, а за которые не взыщет.
Аят начинается с фразы:
«Не взыщет Аллах с вас за празднословие в ваших клятвах».
Под «празднословием в клятвах» понимаются клятвенные слова, к которым привык язык человека и которые непроизвольно примешиваются в речь. Это обстоятельство особенно характерно для арабов. У них выражения валлахи и биллахи означают клясться («клянусь Аллахом»). Да и произносятся они легко. Регулярно используя эти слова в речи, они привыкли к их частому употреблению настолько, что даже не замечают, как произносят их. Стало быть, если в таких случаях из уст невольно вырывается клятвенное выражение, Аллах не станет взыскивать за это, не станет считать это проступком и назначать меру наказания.
Как отмечалось выше, исламское учение вообще не поощряет использование клятв. Если же таковое происходит, то клятва дается только именем Аллаха. По-другому нельзя. А давать клятвы именем Аллаха слишком часто — нехорошо.
Однако, если кем-то по привычке, празднословно дается клятва, то, как становится известно из этого аята, за это нет наказания, назначенного Аллахом. Однако празднословная клятва становится причиной того, что человек теряет авторитет в обществе, становясь безнравственной, ненадежной и не заслуживающей доверия личностью.
Но существуют и такие клятвы, которые по шариату считаются проступком и за которые назначаются меры наказания. Всевышний Аллах в изучаемом нами аяте говорит:
«Но [Он] взыщет с вас за то, что вы скрепили клятвами».
В этой фразе о прочности клятвы говорится с помощью такой формулировки, словно речь идет о чем-то осязаемом. Для этого употребляется значение «скрепили, связали». Словно клятва — это что-то осязаемое и ее можно скрепить, связать.
Из этого вытекает, что для того чтобы взыскать — посчитать проступком, клятва должна быть дана сознательно, с намерением. Именно в такой ситуации, если дающий клятву является клятвонарушителем, то есть не может исполнить свою клятву, то по шариату в отношении него принимаются меры наказания.
В продолжении аята излагается, в чем заключается шариатское наказание:
«И искупление этого — накормление десяти бедняков средним из того, чем кормите свои семьи, или одевание их, или освобождение раба».
В арабском языке слово каффарат означает тщательное сокрытие-заслонение чего-либо так, что его совершенно не видно.
В шариате же это слово применяется при обозначении имущественного или телесного ибадата, исполняемого, чтобы смыть совершенный грех. Каффарат — искупление для человека, давшего клятву и не сумевшего исполнить ее, а потому ставшего клятвонарушителем.
Согласно изучаемому нами аяту, искуплением для человека, вынужденно нарушившего свою клятву, являются следующие благие деяния:
1) Накормление десяти бедняков;
Мера при их накормлении — среднее количество пищи, которую совершающий каффарат дает своей семье, своим детям. Если не желает давать еду, то полностью одевает и обувает десятерых мискинов.[2]
2) Одевание десяти бедняков;
Одежда также должна быть средней одеждой того времени, места и обычая. Если и эта мера неприемлема, тогда — есть третий вид наказания:
3) Освобождение одного раба;
Из этих мер наказания, назначенных клятвонарушителю в качестве искупления, явственно видно, насколько большое внимание в религии Ислам уделяется вдовам и сиротам, беднякам. Также видно, что эта совершенная мировая религия была против рабства и прилагала большие усилия для освобождения рабов. Заслуживает внимания то, что в Исламе эти дела подняты до уровня ибадата, смывающего грехи.
В наказание за клятвонарушение можно было бы назначить и другие меры. Однако Всевышний Аллах назначил именно такие виды наказания, учитывающие интересы мискинов, согласно которым им оказывается милосердие.
Среди клятвонарушителей не все имеют материальную возможность накормить или одеть и обуть десятерых нищих, либо освободить одного раба. Среди них могут быть и бедные. Поэтому для таких клятвонарушителей предусмотрено соответствующее их положению наказание:
4) Кто же не найдет, то — пост три дня.
Следовательно, если у человека, нарушившего свою клятву, нет материальной возможности накормить десятерых людей, или купить им одежду или же освободить одного раба, такому клятвонарушителю становится ваджибом соблюсти пост в течение трех дней.
Среди первых трех наказаний можно было выбрать одно, наиболее подходящее конкретному человеку, четвертое же наказание предназначено тем, у которого нет возможности выполнить первые три вида наказания.
В том, что в шариате введено наказание за празднословие и клятвонарушения, существует и воспитательная сторона. Человек, вынужденный единожды совершить каффарат, иной раз, прежде чем сказать что-либо, станет хорошенько обдумывать каждое свое слово, и прежде чем клясться именем Аллаха, станет приглядывать за собой. Увидев это, и другие одумаются, получат назидание и увещевание, станут обдумывать каждое изрекаемое слово.
В продолжении аята говорится:
«Это — искупление ваших клятв, когда вы поклялись».
Когда вы дали клятву, но, не сумев выполнить ее, оказались клятвонарушителем, то, приняв вышеуказанные меры наказания, вы достигнете каффарата — сокрытия ваших грехов, совершенных по причине клятвонарушения. Ибо в отношении человека, который клялся и исполнил клятву, не принимаются никакие меры наказания. Поэтому, если вы клялись, то:
«И оберегайте свои клятвы! Вот так разъясняет Аллах вам Свои аяты, — быть может, вы будете благодарны».
Сколько бы вы ни благодарили Всевышнего Аллаха, все равно будет мало. Уже само указание Всевышним на каффарат совершенного греха является благом, заслуживающим безграничных благодарностей.
Наверное, для непонимающих людей не имеет значения, откуда взялось решение о том, что нельзя нарушать клятву даже под угрозой смерти: из Куръана и сунны, или же из торбы «Хизбут тахрир».
Было бы лучше, если бы руководители «Хизбут тахрир», кто притязает на соблюдение Ислама лучше и полнее всех остальных, побоялись навлечь беду на головы рабов Аллаха своими фатвами, идущими вразрез с шариатом Аллаха.
[1] Ин шаа Аллах — досл. «Если пожелал Аллах»; правоверный мусульманин, говоря о будущем, всегда уповает на Аллаха, подчеркивая свое бессилие и немощность перед сокровенностью будущего, одновременно указывая на зависимость предстоящих событий только от воли Всевышнего Аллаха. Поэтому к своим высказываниям о будущем он искренне добавляет фразу «ин шаа Аллах».
[2] Мискин (مسكين) — досл. «человек, которого нищета ввергла в неподвижность»; нищий, крайне бедный человек, который не обладает абсолютно ничем, никаким имуществом.