Когда Всевышний Аллах озарил нашу Родину лучом своей последней и совершенной религии — лучом Ислама, наш народ встретил эту Божественную религию наипрекраснейшим образом. Ислам наших предков был весьма благообразен. Вскоре во всех областях исламских, гуманитарных и естественных наук появились ученые с мировым именем.
Наши ученые в области исламских наук стали имамами и предводителями для всего мусульманского мира. Только для перечисления имен выдающихся наших предков потребуется написать книгу из нескольких томов. Но даже, надеемся, поминание лишь некоторых славных имен из тех, кто был предводителем на своем поприще, поможет нам узнать, кто мы есть.
Имам по науке акийда (вероубеждение) Абу Мансур ал-Матуриди обрел мировую известность под прозвищем Мусаххиху акийдати Ахлис сунна — Реставратор вероубеждений Ахлус сунна.
Имам науки о хадисах имам Бухари имел прозвание Амирул муминина фил хадис (Имам правоверных в области хадисов).
Предводитель муфассиров имам Замахшари обрел известность благодаря своему тафсиру[1] «Кашшаф», который ученые охарактеризовали так: «Если бы не было «Кашшафа», то содержание Куръана осталось бы нераскрытым».
Книги предводителей по усулул фикху (основам фикха)[2] — имама Даббуси и имама Баздави, стали основой для книг ханафитского мазхаба.
Книги имамов фикха — имама Бурханиддина Маргилани и имама Касани стали основными книгами ханафитского мазхаба по фикху.
В науке о тасаввуфе[3] самыми распространенными во всем мире тарикатами[4] стали тарикаты Кубровийа, Накшбандийа и Яссавийа.
Этот список можно легко продолжить и дальше. Но мы ограничимся упомянутыми именами, так как нашей целью является не это. Словом, в области исламских знаний наш край был авангардом мусульманского мира, и ученые этого региона являлись учителями мусульманской уммы по этим наукам.
Тем не менее, существуют сведения, изложения которых требует религиозный долг. Наряду с тем, что наша земля подарила миру выдающихся ученых Ахлус сунна вал джамаъа и ханафитского мазхаба, на этой же земле появлялись и некоторые смутьяны, хотя их было мало. В качестве примера можем упомянуть Хакима ибн Хишама, объявившего себя «богом», и подстрекателя Джахма ибн Сафвана Самарканди, основателя течения Джахмийа.[5]
Но, хвала Аллаху, появление таких смутьянов было исключением. Потому что любое подстрекательство сталкивалось с жестким осуждением наших зрелых исламских ученых и в моральном смысле уничтожалось незамедлительно.
Позднее, как и во всем исламском мире, в нашем регионе начался период упадка Ислама. Этот упадок, возникший в основном в результате отчуждения от исламского учения, закончился завоеванием Маварауннахра[6] монгольскими захватчиками.
Со временем захватчики, одержавшие верх силой оружия, оказались побежденными с неожиданной стороны. Они приняли религию народа, который захватили, и стали мусульманами. Причиной такого исключительного случая в мировой истории по воле Всевышнего Аллаха стали мусульманские ученые нашего края.
И вновь у нас начался период процветания. Вершин своего развития достигли просвещение, наука и культура. Выросли видные ученые в различных областях наук.
К сожалению, со временем наша страна в период деспотического строя вновь пришла в упадок. На этот раз упадок привел нас к захвату нашей страны царской Россией. Конечно же, этот захват нанес больше всего вреда именно в части религии. Повсеместное распространение захватчиками своей религии навлекло большое несчастье.
Впоследствии большевики, захватившие власть, свергнув царский режим России, официально объявили, что построили атеистическое государство. Они вели политику репрессий, направленную против религии, и считали это честью для себя. К Исламу они отнеслись намного жестче, чем к другим религиям. Большевики устроили резню тысячи наших ученых, многих посадили в тюрьмы и сослали в Сибирь. Они разрушили до основания тысячи наших медресе и мечетей, превратив в амбары, туалеты и места попойки. Эти безбожники сожгли, выбросили в воду и закопали в землю священную Книгу Аллаха — Куръан и другие наши книги, представлявшие собой жемчужину мирового наследия.
По свидетельству пожилых людей, убивали даже тех, к чьим именам прибавлялись такие почтительные прозвища, как «мулла» или «кари». А между тем, некоторые из них даже толком не умели совершать намаз. Горе было тому, кого заставали за совершением намаза. В дни поста Рамадан всех заставляли есть хлеб. Отказавшихся ожидали плачевные последствия. Человека, у кого дома находили роман «Минувшие дни»,[7] изданный на узбекском языке, но в арабской графике, сажали в тюрьму, обвинив в религиозности.
А чего только не сделала одна женщина в недавнем прошлом, став секретарем по идеологии компартии Узбекистана! С целью уничтожения Ислама она начала свои репрессии. Завела порядок увольнять с работы государственных служащих, участвовших в похоронных обрядах своих родителей. Люди стали бояться организации даже похоронных обрядов, в частности, опасались совершения намаза джаназы[8] по собственным родителям перед их погребением. Обряд сочетания никахом тоже был объявлен преступлением.
По телевизору своими поступками стали хвастаться те, кто отказался от обязательного джаназа-намаза при похоронах своего отца, кто отказался сочетать никахом своих детей. Было приказано удалить из художественных произведений слова «Аллах», «Бог», «последний мир» и другие, которые хоть как-то были связаны с религией.
Эта "партсекретарша, приехав в одну из областей республики, по своему обыкновению посетила кладбище. Увидев отдельно стоящую могилу, спросила, чья эта могила. Ей ответили, что там похоронен некий хаджи. Она сочла это за обособление в связи с тем, что покойный был хаджи, и приказала перезахоронить тело в общую часть кладбища. Она обещала приехать повторно и проверить, и пригрозила первому секретарю райкома увольнением, если обнаружит неисполнение приказа.
Немедленно принялись нарушать покой усопшего, спокойно лежавшего в своей могиле в течение многих лет, и заодно покой близких умершего. Состарившиеся дети погребенного умоляли оставить могилу отца в покое, горько плача и мечась по всему кладбищу. Люди, которые должны были перенести могилу, умоляли первого секретаря обкома не извлекать останков тела, а просто сровнять могилу с землей и сделать мнимую могилу на другом месте. Но секретарь побоялся своей руководительницы и потребовал вскрыть могилу и извлечь останки покойного хаджи. Люди были вынуждены исполнить приказание. Извлеченные несколько костей в присутствии плачущих близких перезахоронили на том месте, куда указала секретарь компартии.
Но ни партсекретарша, ни ее подручные не знали, что их компартия была в предсмертной агонии, а империя, которой они служили, катилась в пропасть.
И здесь пришла долгожданная для нашего народа независимость. В религиозной жизни мусульман начались резкие изменения. Старые мечети стали заново открываться, начали строить новые. Стали налаживать систему религиозного образования, для чего начали открывать религиозные учебные заведения. В мечетях начали обучать желающих верующих. Стали печатать религиозную литературу. Исламские ученые стали выступать по радио, телевидению и в прессе. Постепенно народ начал возвращаться к религии.
Благодаря этому авторитет религиозных ученых среди народа стал резко расти. Как и в других отраслях жизни, в религиозную среду тоже пришли свобода и гласность. Постепенно стали приезжать разные люди из-за рубежа. В 1990 году впервые в организованном порядке отправилась на хадж большая группа мусульман. Это тоже было воспринято как большое событие. Словом, в области религии повсеместно стали происходить большие изменения.
Именно тогда появились зародыши наших нынешних проблем. Увидев предрасположенность народа к Исламу, всякого рода группы решили воспользоваться этим себе на благо. Перемешалось все и вся. Всякие люди и группы начали изъявлять свое уважение к Исламу и претендовать на мусульманство. Даже те, кто только еще вчера верой и правдой служил научному атеизму, стали притязать на то, что всегда служили Исламу будучи в тылу врага.
Непрестанный рост авторитета исламских ученых нарушил спокойствие тех, кто по-своему, тайно изучал арабский язык и религиозные книги. Они начали свой поход во имя славы. Сначала силой захватили лишь некоторые мечети. Потом начали штурмом отбирать и другие.
Они начали объяснять приезжающим иностранцам, что явлются настоящими мусульманами, а те, кто занят в сфере религии, являются лишь марионетками государства. Таким образом, войдя в доверие к иностранцам, они стали получать от них материальную помощь и расширять свои действия. Они начали отдавать своим сторонникам приказы, порождающие разногласия среди мусульман, осуществлять планы по завоеванию мечетей путем скандалов.
Иностранные «учителя» засуетились. Был распечатан за границей и привезен устав политической партии. Для учреждения партии были отобраны лица, не имеющие достаточных знаний ни о партии, ни о политике, и ни об Исламе. В результате была допущена еще одна большая ошибка.
Участились как визиты иностранцев, так и ошибки, которые происходили с их участием. Духовный вакуум, образовавшийся в результате крушения долголетней коммунистической идеологии, давал о себе знать. Иностранные «деятели», потерпевшие фиаско в своей стране, стремились использовать в своих целях бесконечную привязанность нашего народа к Исламу. Тем из нас, кто горел желанием изучать Ислам, они стали преподносить свои идеи как религиозные учения, которые следует принимать беспрекословно.
Наши люди, жаждавшие каждой фразы об Исламе, принимали эти идеи за чистую правду. Для человека, не обладающего никакой информацией об Исламе, каждое слово иностранцев казалось живительной правдой.
Постепенно начали распространяться и переведенные книжки. Наши люди, прочитав эти книжки, воспринимали их за саму суть Ислама. Им и в голову не приходило, что эти книжки не могут передать даже миллионной доли учения Ислама. Они совершенно не ведали о том, что подлинными книгами об Исламе — последней и совершенной религии Аллаха и его учении — полон весь мир. Они воспитывались в духе отрицания всего того, чем владел мир, но о чем они не ведали, и принятия за всеобъемлющую правду того скудного, что знали.
Наши «соотечественники», которые решили изучать Ислам у господ иностранцев, отодвинув в сторону убежденческий мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа и ханафитский мазхаб в фикхе, воспринимали первую встречную группу, организацию или партию как весь полноценный Ислам. Книги, которые им давали их покровители, воспринимались как самые правдивые и совершенные произведения в мире.
Между тем, в тот период групп, организаций и партий в исламском мире было не сосчитать. А добравшиеся к нам были самыми немощными, неудачными из них и отвергнутыми в своей стране. А те из них, дела которых в своей стране шли нормально, были заняты своими заботами, и у них не было ни времени, ни желания отправляться в другие страны.
Если кто-то сомневается в этом, мы готовы составить список всех существующих в исламском мире движений, групп, общин, партий и сопоставить их рейтинги. Если группы, пришедшие к нам, не окажутся в конце списка, то мы готовы принести извинения и взять свои слова обратно.
И точно также, если мы составим список иностранных «учителей», пришедших в нашу страну, то мы уверены, что их не признают ни в Исламском мире, ни даже в своих странах, городах и селениях.
Теперь мы можем окончательно выяснить, что же преподнесли нам те категории людей, движений и партий, которые учились Исламу у иностранцев. Пожалуй, ни у кого нет сомнений, что ничего стоящего они не смогли преподнести. Но очень много того, что можно и нужно отбросить. Сюда можно отнести разногласия, скандалы, порицание людей как неверных, лицемеров, грешников, причинение несчастий себе и другим и т.д.
[1] Тафсир — толкование, комментарии к аятам Куръана. Муфассир — ученый в области науки тафсир — толкования Куръана.
[2] Усулул фикх (اصول الفقه) — досл. «основы фикха»; наука, изучающая правила усердного извлечения (истинбат) положений по практическим деяниям в шариате из детальных аргументов и доказательств.
[3] Тасаввуф — как и то, что сам тасаввуф (суфизм) стал причиной множества споров среди людей, так и словарное значение этого термина стало поводом для множества полемик среди приверженцев суфизма и прочих людей. Высказано несколько соображений по поводу происхождения слова тасаввуф и того, какой смысл под ним подразумевался. Следовательно, со словом суфий обнаруживается та же самая ситуация. В сущности же оба слова и смысла неотделимы друг от друга. Однако большинство полемизирующих твердят, что слово суфий было производным от арабского сувф — «шерсть». Саввафа фуланан — означает «такого-то посчитал из суфийев». Тасаввафа фуланун — означает «такой-то стал суфийем». Тасаввуф это образ сулука — духовного пути, и его основа состоит в том, чтобы прожить скромную и украшенную достоинствами жизнь ради очищения нафса и возвышения духа. Наука тасаввуф — это то, во что веруют суфийи, и приличия, которыех они соблюдают как в своих общинах, так и оставшись наедине с собой.
[4] Тарикат (происходит от арабского «тарик» — «путь») — в шариате — «духовный путь». Путь в тасаввуфе (суфизме) по воспитанию духа и усмирению страстей нафса — страстей своего естества. Тарикатом стали называть путь членов общины, получавших от единого ученого учителя (алима, достигшего высокого уровня духовного совершенства) духовное воспитание и воплощавших его в свою жизнь.
[5] Джахмийа — учение джахмитов, последователей Джахма ибн Сафвана, который первым провозгласил идею о сотворенности Куръана и проповедовал безусловную предопределенность всего. Джахмиты, являясь противниками мушаббихийи — антропоморфизма, то есть отожествления некоторых сифатов Всевышнего Аллаха с качествами созданий, в то же время признавали за Аллахом наличие только тех сифатов (качеств), которыми не наделены создания (напр. Всемогущий, Действующий, Творящий). Они считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора; Аллах творит в человеке действие, подобно тому, как Он творит их в природе. Впоследствии их утверждения многократно опровергались приверженцами убежденческого мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, а также муътазилитами.
[6] Маварауннахр — досл. «то, что находится за рекой»; территория нынешней Центральной Азии.
[7] Исторический роман известного узбекского писателя А. Кадири о событиях начала ХХ века в Кокандском ханстве на фоне сцен быта, семейных отношений определенных слоев узбекского общества.
[8] Джаназа-намаз — предпогребальный намаз по усопшему мусульманину.