Все мусульмане мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа веруют в существование могильных мучений и появление Даджжала ближе к концу света. Эта истина особо констатируется во всех наших книгах по акийде (вероубеждению).
По этим двум вопросам ниже предлагаем вашему вниманию цитаты из талхиса[1] Мухаммада Анвара Бадахшани по комментариям, составленным к книге «Акийдатут Тахавийа» знаменитого ученого ханафитского мазхаба имама Тахавийа.
* * *
ВЕРА В МУЧЕНИЯ И БЛАГА В МОГИЛЕ
«…И на основе преданий от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сподвижников радияллаху анхум мы веруем в могильные мучения — для тех, кто заслуживает этого, и в то, что с него (усопшего) спросят (ангелы) Мункар и Накир по поводу его Господа, его религии и его пророка. Могила — это один из садов рая, либо одна из пропастей ада».
Пояснение: Мы веруем в то, что те, кто ослушался и заслужил мучения, будут подвергнуты мучениям в могиле. Веруем, что двое ангелов, кого зовут Мункар и Накир, находясь в могиле похороненного, спросят его о его Господе, религии и пророке.
Доказательства:
1. «Охватило род (семейство) Фиръавна злое мучение. [Это] огонь, куда (поперек) они ввергаются утром и вечером. А в день, когда наступит (судный) Час (будет сказано): «Введите род Фиръавна в сильнейшее мучение» (сура «Гофир», аяты 45-46).
2. «Оставь же их, пока не встретят свой день, в котором будут поражены. День, когда их не избавят их козни ни от чего и им не будет оказано помощи. И поистине, тем, которые творили несправедливость, — [еще и] мучения помимо этого, но большинство их не знают» (сура «Тур», аяты 45-47).
3. «Укрепляет Аллах поступь тех, которые уверовали, непоколебимым словом в жизни мирской и в ахирате. И вводит Аллах в заблуждение несправедливых» (сура «Ибрахим», аят 27).
4. «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда раба предадут могиле, а его товарищи станут возвращаться от него, в то время, когда он еще слышит стук их обуви (шагов), к нему придут два ангела, посадят его и спросят его: “Что ты говорил об этом человеке (Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам)?”
Правоверный скажет: “Свидетельствую, что он раб и Посланник Аллаха”. Тогда ему скажут: “Посмотри на свое место в аду. Вместо него Аллах дал тебе место из рая”. Он увидит оба эти места».
(Передал Бухари от Анаса радияллаху анху).
5. «Пророк саллаллаху алайхи васаллам, проходя мимо двух могил, сказал:
— Поистине, они оба подвергаются мучениям. Их мучения не из-за чего-то большого; один из них не предохранялся (не очищался) от мочи. А другой ябедничал.
Затем он принес свежую (свежесрезанную) ветку финика, разделил ее пополам и воткнул в каждую могилу по одной (части).
Люди спросили:
— О Посланник Аллаха, для чего Вы это сделали?
Он сказал:
— Быть может, их мучения будут смягчены, пока сохнут эти ветки».
(Передали Бухари и Муслим).
6. «Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
— Когда одного из вас положат в могилу, к нему придут два ангела иссиня-черной масти. Одного зовут Мункар, другого — Накир». (Передал Тирмизи).
В заключение хотим отметить, что о могильных мучениях и благах, а также о допросе двумя ангелами передано от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам настолько много хадисов, что невозможно их опровергнуть. Уверование в них считается ваджиб-деянием. Отрицающий их станет неверным (кафиром)».
* * *
Далее автор цитируемой книги приводит в ней текст о признаках конца света в целом. Мы же обратим внимание только на слова, связанные с появлением Даджжала.
* * *
ПРИЗНАКИ КОНЦА СВЕТА
«Веруем в такие признаки конца света, как появление Даджжала, нисхождение Ийсы ибн Марйам алайхиссалама с небес. Веруем в то, что солнце взойдет с места своего заката — с запада, и земная тварь выйдет из своего местопребывания».
Пояснение: Мы веруем в признаки конца света, упомянутые в Куръане и Сунне. В частности, в появление Даджжала, нисхождение Ийсы ибн Марйам алайхиссалам, в восход солнца с запада и выход земной твари из своего места, веленного Аллахом.
Доказательства:
1. Хадисов, указывающих на появление Даджжала, передано так много, что их невозможно опровергнуть или ставить под сомнение. Все они включены в сборники хадисов. В этом кратком изложении нет возможности упомянуть их все.
В хадисе, переданном имамом Бухари от Умара радияллаху анху, сказано:
«В присутствии Пророка саллаллаху алайхи васаллам было упомянуто о Даджжале. Так, он алайхиссалам сказал:
— Аллах не скрыт для вас. Также Аллах не является одноглазым (он указал на свои глаза), а Даджжал масих кривой (слеп) на правый глаз. Его глаз выпуклый и похож на виноградину».
2. Доказательство из Куръана о нисхождении Ийсы ибн Марйам алайхиссалам:
«И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него до его смерти, а в День воскресения он будет свидетелем против них» (сура «Ниса», аят 159).
Абу Хурайра радияллаху анху, рассказав хадис о нисхождении Ийсы ибн Марйам с небес, говорил: «Если хотите, читайте аят “И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него до его смерти…”»
Хадисы о том, что Ийса ибн Марйам спустится с небес, как и хадисы о Даджжале, были переданы в таком большом количестве, что их невозможно отрицать. И пусть не обманут вас слова некоторых людей о том, что все переданные хадисы по данному вопросу являются хадисами ахàд — хадисами, переданными только единицами из передатчиков.[2] Такие люди пребывают в неведении относительно этой области знания. Ни один из них не умеет проверять хадисы надлежащим образом. Если бы они это могли, то знали бы наверняка, что таких хадисов много настолько, что их невозможно отвергнуть. Имамы науки о хадисах, такие, как Хафиз ибн Хаджар, именно это и выясняли».
[1] Талхис — краткое изложение, заключение, резюме.
[2] Ахàд (احاد) — словарное значение этого слова — «малое количество людей (люди в меньшинстве)». В терминологии мусульманских ученых так называются хадисы, количество передатчиков которых в первые три столетия хиджры не достигло уровня мутаватир. Исполнение положения, установленного хадисом ахàд, является ваджиб. Человек, не исполняющий это, становится грешником из-за игнорирования ваджиб (тарку ваджиб).