1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Религия - насиха

Выводы

09:04 / 06.01.2017 4079 Режим чтения + -


В последующих строках будут изложены общие выводы, которые относятся к изучаемой нами теме. Этих выводов несколько:

 1. Каждый мусульманин должен стремиться быть в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа.

Это наставление повторяется испокон веков. И сейчас стало привычным повторять его на каждом шагу. Поэтому мы должны четко знать, что значит название Ахлус сунна вал джамаъа, откуда исходит утверждение о необходимости следовать этому мазхабу.

Сунна — это путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и хулафаи рошидин — праведных халифов, полноценно следовавших ему.

Джамаъа — это община мусульман, их сообщество. Ими являются сподвижники и мусульмане, последовавшие за ними вплоть до Судного дня.

Стало быть, Ахлус сунна вал джамаъа — это община, сообщество мусульман, идущих путем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, праведных халифов, то есть это сподвижники и все мусульмане вплоть до самого Судного дня, последовавшие по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов.

Другими словами, Ахлус сунна вал джамаъа — это такая категория, которая объединяет основную массу мусульман, следующих Книге и Сунне. То есть это мазхаб, действующий в вопросах вероубеждения соответственно Сунне и объединяющий подавляющее большинство мусульман.

Да, тем, кто среди мазхабов твердо следует исламскому вероубеждению, дано название Ахлус сунна вал джамаъа. Ибо приверженцы этого мазхаба вели свои мазхабы на основе сунны Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и составляли основную общину мусульманского сообщества.

Остальные же мазхабы называются каждый по имени человека, который призывал к этому мазхабу, или по основной идее определенного мазхаба. Милостью Всевышнего Аллаха мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа всегда твердо держался правильного пути. Другие разные группы со временем стали исчезать. Иногда по разным причинам появляются и исчезают различные новые группы.

Улемы мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа непрестанно и неустанно трудятся над тем, чтобы довести до мусульман чистую исламскую акийду. Своими научными трудами они обогатили сокровищницу исламских знаний и подробно описали все вопросы, которые мусульмане должны исповедовать.

Необходимость твердо держаться мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа в книгах по вероубеждению (акоид) подчеркнута категорично. Приведем цитату из талхиса Мухаммада Анвара Бадахшани, составленного к комментарию к книге «Акийдатут Тахавийа» известного ханафитского ученого имама Тахави.

«И следуем сунне и джамаъату, избегаем шазза,[1]разногласий и раскола».

Пояснение: «Сунна» означает путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его праведных халифов.

Джамаъа — община мусульман. Это сподвижники и последовавшие за ними все мусульмане до самого Судного дня. Следование им — это наставление на праведный путь. Противоречие с ними — заблуждение. Раз это так, мы будем следовать по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и тех, кто последовал за ними добром. Мы остерегаемся следования редким (шазз) и противоречащим явлениям. Также остерегаемся разногласий. Мы остерегаемся отчуждения от общины мусульман, следующих по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и табиъинов.[2]

Таково значение понятия «Ахлус сунна вал джамаъа». Те, кто противоречит убеждениям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и табиъинов, их деяниям и нравственности — те не из Ахлус сунна вал джамаъа.

Доказательства:

1. «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Возлюбит вас [тогда] Аллах и простит вам ваши грехи”. И Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «Àли Имран», аят 31).

2. «А если [они] уверовали в подобное тому, во что уверовали вы, то, поистине, они нашли праведный путь; а если они отвратились, то, поистине, они в расколе...» (сура «Бакара», аят 137).

3. «И того, кто противится Посланнику после ‎того, как стала ясна ему хидая (наставление на верный путь), и ‎последует не путем верующих, ‎Мы направим ‎туда, куда он обратился, и ввергнем его в геенну. И ‎какое же скверное место прибытия!» (сура «Ниса», аят 115).

4. «И не будьте как те, которые разделились и впали в разногласие, после того как пришли к ним ясные знамения. И им — великое мучение» (сура «Àли Имран», аят 105).

5. «Кто из вас будет жить после меня, увидит много разногласий. Придерживайтесь же моей сунны и сунны праведных халифов после меня. Держитесь за них, словно вцепившись зубами».

Передали авторы «Сунанов» — Тирмизи, Насаи, Абу Давуд и Ибн Маджа.

 

ОСТАВЛЕНИЕ АХЛУС СУННА ВАЛ ДЖАМАЪА — ОТСТУПЛЕНИЕ И МУЧЕНИЕ.

«Мы считаем джамаъат (Ахлус сунна вал джамаъа) истинным и верным, а раскол — отступлением и мучением (в аду)».

Пояснение: Мы считаем «истинным и верным» следование джамаъату сподвижников, джамаъату табиъинов и джамаъату поколений, придерживавшихся Куръана и Сунны на протяжении веков. Раскольничество и противоречие с джамаъатом считаем «отступлением и мучением».

Кроме того, этот смысл особо подчеркивается в нескольких хадисах. Рассмотрим некоторые из них:

Передается от Абу Зарра радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто оставит джамаъат на одну пядь, тот уже отвязал от своей шеи завязку Ислама».

Передал Байхаки.

Иными словами, такой человек выходит из Ислама. Поэтому не следует выходить за пределы общины мусульман, то есть из мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.

Халиф Умар радияллаху анху, произнося хутбу (проповедь) в Джабии, сказал:

«О люди! Поистине, я находился среди вас так, как находился среди нас Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он алайхиссалам сказал: «Завещаю вам своих сподвижников. Затем — следующих после них и последующих после них.

Потом распространится ложь. И человек станет клясться, даже если клятвы и не требуется, станет свидетельствовать, даже если и не требуется свидетельствования.

Да будет вам известно! Если мужчина останется наедине с женщиной, непременно третьим будет шайтан.

Держитесь джамаъата. Остерегайтесь раскола. Поистине, шайтан — с одинокими. Он сторонится двоих.

Кто желает самой середины рая, пусть придерживается джамаъата.

Кого радуют его благие деяния и огорчают его злодеяния, тот и есть верующий”».

И здесь также озвучивается призыв не отделяться от сообщества мусульман, придерживающихся религии, то есть не отделяться от мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа. Обратите внимание, во фразе «Держитесь джамаъата» есть повеление крепко держаться за мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа. А в словах «Кто желает самой середины рая, пусть придерживается джамаъата» есть обещание самой середины рая тем, кто крепко держится мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.

В период, когда у нас, в Маварауннахре, господствовало чистое вероубеждение Ислама, наш народ был передовым среди народов мира и достиг невероятного прогресса во всех сферах жизни. Этот народ, наряду с успехами в прочих науках, вырастил прославившихся на весь мир величайших улемов и в науке вероубеждения.

Одного из них — нашего великого соотечественника имама Абу Мансура Матуриди исламская умма справедливо назвала Реставратором вероубеждения Ахлус сунна вал джамаъа.

Тафсир к Священному Куръану, написанный имамом Матуриди в соответствии с мазхабом Ахлус сунна вал джамаъа, называется «Таъвилату ахлис сунна». Его книга «Китабут тавхид» считается одним из самых авторитетных трудов по вероубеждению. Одно из главных направлений учения в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа называется его именем — «матуридийа».

Кроме этого великого имама, наша земля дала этому миру еще много улемов науки вероубеждения. В качестве примера можно назвать имама Насафи, автора книги «ал-Акоидун Насафийа», и великого ученого Тафтазани, который написал комментарии к этому уникальному труду.

Однако сыны этой земли, которая пришла в упадок вместе со всем исламским миром, жили под гнетом безбожного строя, тогда как остальные мусульманские страны постепенно оправлялись. Внуки великого имама Матуриди — исправителя (реставратора) вероубеждения Ахлус сунна вал джамаъа — сегодня уже не имеют представления о том, что такое исламская акийда (вероубеждение).

Сегодня многие оказались безграмотными в этой области. А в рядах так называемых самоучек, не видавших учителей, появились случаи отступления от праведного пути в результате того, что они читали всякие книги подряд, без разбора. Возникло много споров и скандалов.

Но и когда ситуация изменилась к лучшему и начались диалоги с представителями различных народов и мазхабов, возросло число тех, кто следовал всему тому, что говорил первый попавшийся. Среди нашего народа появились такие, кто последовал тому или иному мазхабу, говорящему от имени Ислама.

Теперь для нас настало время оправиться. Эту проблему мы должны решать под руководством улемов, все вместе, сообща. Пусть серьезно задумаются те, кто последовал разного рода группам, течениям и партиям.

Подавляющее большинство мусульман мира состоят в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа.

Все мусульмане, пребывающие в признанных четырех мазхабах фикха — ханафитском, маликитском, шафиъитском и ханбалитском мазхабах — также являются приверженцами вероубежденческого мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа.

 2. В деле изучения нашей религии нам необходимо идти по стопам предшествующих поколений праведных мусульман.

Изучение религии является чрезвычайно важным делом. Нельзя перенимать ее от первого встречного. Религию изучают у авторитетных специалистов, обладающих определенными качествами.

Религиозные знания нужно получать от надежных людей, устоявшихся в своей вере, своем вероубеждении, известных своей богобоязненностью. Наряду с этим, каждый такой человек, в свою очередь, должен быть учителем, до этого состоявшим в учениках у предшествовавших известных улемов и в обязательном порядке должен иметь разрешение по каждой науке от своего наставника.

Чтобы легче понять, возьмем, к примеру, чтение Священного Куръана. Человек не станет кари только потому, что он знает арабскую письменность и может сразу свободно читать, как только возьмет в руки Куръан. Также невозможно стать кари, если научиться читать Куръан, слушая записи известных чтецов и подражая им. Чтобы стать настоящим кари, прежде всего необходимо получать уроки у такого человека, который учился у наставника, брал уроки, учил их наизусть и сдавал ему экзамены по полученным урокам, а пройдя эти экзамены, получил разрешение на чтение и на обучение чтению. Только после того, как учитель скажет: «Вы полностью освоили эту суру, теперь Вам разрешается читать другим и учить их», человек станет кари этой конкретной суры.

Раньше людям, кто выучил наизусть Куръан у учителя, давались письменные свидетельства. Цепь этих свидетельств восходила к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Обучение другим наукам также сопоставляется с чтением Куръана.

 3. Почитание улемов и следование по их пути.

В Священном Куръане знаниям и улемам придается самый высший статус. В благородных хадисах тоже передано много сведений о знаниях, о поиске знаний, об улемах и их достоинствах.

Всевышний Аллах в Куръане сказал:

«Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые» (сура «Фатир», аят 28).

В другом аяте Он сказал:

«Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Зумар», аят 9).

Также Всевышний Аллах сказал:

«И те примеры — Мы приводим их людям, не разумеет их никто, кроме ученых

(сура «Анкабут», аят 43).

В этих трех аятах говорится о достоинствах знаний и улемов.

В первом аяте отмечается, что боятся Аллаха и возвеличивают Его только обладающие знанием.

Во втором аяте говорится о том, что знающие и не знающие, то есть ученые и неучи не могут быть равными. В нем указывается, что ученый всегда стоит выше и достоинств у него больше, а у неуча этого не бывает.

В третьем аяте утверждается необходимость знаний также и в разумении приводимых проблем и взятии с них примера. Это тоже является возвеличиванием знаний и ученых.

 4. Уделение особого внимания воспитанию потомков.

Мы должны наладить дело воспитания наших детей, потомков — продолжателей нашего рода и нашей религии именно в мазхабе по акийде Ахлус сунна вал джамаъа и в мазхабе фикха, которому мы следуем. Мы должны оберегать их от подпадания под влияние всяких безмазхабников и раскольников.

 5. Остерегаться разных групп, течений и партий.

Этого требует современная обстановка. Опыт также подтвердил правильность этого мнения. Где бы ни появлялись чуждые категории, партии, группы или секты, там непременно возникают споры, неприятности, разногласия, скандалы, которые наносят колоссальный вред обществу и религии.

 6. Укрепление среди людей мира, согласия и дружбы.

Ибо это требование нашей религии. Мусульмане всегда должны быть между собой в дружбе, согласии и братстве. Многие из нас хорошо знают аяты и хадисы, призывающие к такому согласию. Так что мы должны неукоснительно следовать этим аятам и хадисам.

 7. Служение во благо религии, родины и народа.

Для этого прежде всего нужно положить конец разногласиям. Там, где разногласия, наносится вред служению вышеперечисленным ценностям. Ибо все люди будут заняты ненужными спорами и разногласиями, а основные и важные дела останутся в стороне или ослабеют.

Да удостоит Аллах всех нас возможности наставлять друг друга добрыми советами ради снискания довольства Аллаха и воплощать эти наставления в жизнь! Аминь!

 

 [1] Шазз (شاذ ) — досл. «необыкновенный», «из ряда вон выходящий»; в контексте вопроса о разногласиях и деятельности приверженцев так называемого безмазхабного Ислама употребляется в значении игнорирования высказываний всех поколений улемов мусульман и провозглашение утверждений, противоречащих им и в целом шариату. Такое игнорирование в частности присуще безмазхабникам — современным противникам признанных мазхабов фикха и акийды.

 

[2] Табиъины — досл. «последователи»; следующее после сподвижников Пророка алайхиссалам поколение мусульман.



Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: religiya-nasixa-vivodi
Статьи по теме
Основа идей партии mdash возрождение исламского образа жизни путем установления исламского халифата сначала в арабских странах, а потом и в других исламских краях. читать полностью

5439 10:06 / 18.03.2017
После небольшого отступления выше, теперь вернемся вновь к рассмотрению ошибок и недостатков .Хизбут тахрир,. 6. Вопрос о правителе эмире походит на предыдущий читать полностью

3457 19:19 / 17.03.2017
Ученыемухаддисы ученые науки о хадисах1 в своих сборниках хадисов под заглавием .О хариджитах и вылетающихrdquo из религии людях, приводят множество хадисов, помимо читать полностью

1607 17:39 / 18.03.2017
В последнее время среди мусульман все чаще наблюдаются случаи проявления смуты и связанных с этим различных проблем, что в целом привводит к прискорбным читать полностью

1254 17:36 / 18.03.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью