По разным причинам, мы, мусульмане привыкли обвинять в своих бедах других. Где бы то ни было, в любой точке исламского мира в существующих там проблемах, трудностях и несчастьях обвиняют то колонизаторов, то международные организации, то иноверцев. Если для выяснения сути этого вопроса обратимся к Куръану, то увидим, что во всем виноваты мы сами.
Всевышний Аллах сказал:
«И какое бы несчастье вас ни постигло — так это из-за того, что творили ваши руки, и Он прощает многое» (cура «Шуура», аят 30).
Если человека постигнет беда, угрожающая его жизни, имуществу или чему-то еще, причиной этого являются его грехи. Пока сам человек не провинится, его не постигнет несчастье. Но милосердный Аллах подвергает несчастью Своих рабов не за каждый грех, а лишь за некоторые, большинство из них Он прощает. Если бы Всевышний Аллах насылал бедствия на человека за каждый его грех, то человека незамедлительно настигла бы погибель.
В хадисе, переданном имамом Ибн Абу Хатимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Даже если человека поцарапает сучок, или он споткнется или его сведет судорогой, то это будет только из-за его грехов. Прощаемых же ему (грехов) очень много».
Нет ничего проще, чем свалить вину на другого и избежать ответственности. Но настало время понять, что именно безответственность является головой всех бед.
Конечно же, в наших бедах есть вина упомянутых выше категорий. Но они недвусмысленно дали понять, что не являются нашими друзьями. Ясно, что они не поставили себе целью делать для нас добро. Раз так, то мы сами должны исправлять наши дела и решать свои проблемы. Дела народа, не исправляющего свои проблемы, и Всевышний Аллах не станет исправлять.
Всевышний Аллах в суре «Раъд» сказал:
«Поистине, Аллах не меняет то, что у народа, пока не изменят [сами люди] то, что у них» (аят 11).
То есть, если раб Божий желает достигнуть какого-либо блага, то он должен объединить в себе качества, ведущие к этому благу, и прилагать усилия, чтобы достичь этого блага. Только тогда Аллах изменит его дела в лучшую сторону. Также, пока сам человек не провинится, Аллах не пожелает ему зла.