Да будут Всевышнему Аллаху восхваления, соответствующие Его Величию!
Да будут совершенные благословения и приветствия нашему Пророку!
Аллах сотворил Вселенную. Он сотворил человека — Адама из глины и сделал его Своим наместником на земле. Из Адама создал Хавву (Еву), а от них — все человечество, мужчин и женщин.
Чтобы научить созданий тому, как жить в этом мире, Всевышний Аллах пожелал время от времени посылать человечеству свод божественных учений, называемых религией.
Аллах пожелал посылать эту божественную религию человечеству через Своего ангела Джабраила[1], хотя, разумеется, Он с легкостью мог сделать это и без Джабраила. Но по Своей милости к созданиям, Создатель избрал посредником Джабраила алайхиссалам[2], ибо принимать каждое учение непосредственно от Самого Аллаха выше человеческих сил и возможностей.
Всевышний Аллах без каких-либо усилий мог сделать так, чтобы каждый человек лично принимал религию непосредственно от ангела Джабраила. Но Он не сделал этого. Аллаху было угодно, чтобы божественное учение от Джабраила принял самый зрелый, самый мудрый, самый надежный, самый умный, самый ответственный и самый проницательный среди Его рабов. Такой человек был назван пророком.
Пророк является посланцем Аллаха, передающим своей умме[3] принятое божественное учение и показывающим личный пример в следовании этому учению. Каждый пророк становился наставником своей уммы: обучал ее знаниям, большому и малому, сам показывал, как соблюдать их. А умма училась, спрашивая у пророка обо всем необходимом для себя.
В окружении каждого пророка были преданные люди, которые искренне, самоотверженно служили наставнику своего народа. Эти люди изучали божественное учение лучше других и были постоянными помощниками пророка.
ВО ВРЕМЕНА ПРОРОКА МУХАММАДА АЛАЙХИССАЛАМ
Когда настало время, Всевышний Аллах ниспослал Свою окончательную и совершенную религию — Ислам. Пророком этой религии избрал лучшего среди Своих рабов — Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Через ангела Джабраила алайхиссалам Всевышний Аллах стал ниспосылать Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам Свою Священную Книгу — Куръан, который останется божественным чудом вплоть до Судного дня.
Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам принимал аяты[4]Священного Куръана и достоверно передавал их своей умме. Первое поколение мусульман — сподвижники с особым вниманием принимали каждое слово Посланника Аллаха. Они усваивали каждый аят Куръана, принятый от пророка, следовали ему в жизни и только после этого переходили к следующему аяту.
Вначале ниспосылались аяты, формулирующие учение об иймане, акийде (вероубеждении) [5], тавхиде (единобожии)[6] и о том, что нужно остерегаться ширка (многобожия)[7]. Потом были ниспосланы аяты о нравственных качествах мусульманина. Вместе с тем, стали ниспосылаться аяты, порицающие куфр (неверие)[8] и ширк (многобожие), а также описывающие происки неверных и многобожников.
Только после того, как сердца мусульман были освобождены от влияния куфра и ширка (неверия и многобожия), когда в них утвердилось единобожие, были ниспосланы аяты об обязательности намаза[9]. Это великое явление произошло в десятом году пророчества Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Уже то, что аяты были ниспосланы в таком порядке, означает, насколько важно сначала обрести правильное, истинное вероубеждение. Ведь Ислам зиждется на истинном и нерушимом убеждении. Только после того, как сподвижники во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам переселились из Благословенной Мекки в Лучезарную Медину, были ниспосланы аяты, предписывающие обязательность таких поклонений, как пост, закат[10] и хадж[11].
В те времена мусульмане все учения Ислама изучали только у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Возникающие вопросы они задавали непосредственно ему, выясняя соответствующее религиозное решение конкретного вопроса.
Следовательно, мусульмане должны спрашивать и узнавать о том, чего не знают, у ведущих улемов[12] своего времени.
Никому не позволялось самовольно истолковывать исламские законы. Пророк саллаллаху алайхи васаллам жестко порицал тех, кто своевольничал в этом вопросе.
Передается от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
عَنْ جَابِرٍ t، قَالَ: خَرَجْنَا فِي سَفَرٍ،فَأَصَابَ رَجُلاً مِنَّا حَجَرٌ، فَشَجَّهُ فِي رَأْسِهِ،ثُمَّ احْتَلَمَ، فَسَأَلَ أَصْحَابَهُ، فَقَالَ: هَلْتَجِدُونَ لِي رُخْصَةً فِي التَّيَمُّمِ؟ قَالُوا: مَانَجِدُ لَكَ رُخْصَةً، وَأَنْتَ تَقْدِرُ عَلَى الْمَاءِ،فَاغْتَسَلَ، فَمَاتَ، فَلَمَّا قَدِمْنَا عَلَى النَّبِيِّr، أُخْبِرَ بِذَلِكَ، فَقَالَ: «قَتَلُوهُ، قَتَلَهُمُ اللهُ،أَلاَّ سَأَلُوا، إِذْ لَمْ يَعْلَمُوا، فَإِنَّمَا شِفَاءُالْعِيِّ، السُّؤَالُ، إِنَّمَا كَانَ يَكْفِيهِ أَنْيَتَيَمَّمَ، وَيَعْصِبَ عَلَى جُرْحِهِ خِرْقَةً، ثُمَّيَمْسَحَ عَلَيْهَا، وَيَغْسِلَ سَائِرَ جَسَدِهِ».رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
«Мы вышли в путь. В одного из нас попал камень и разбил ему голову. Затем у него случился ихтилам(поллюция)[13].
Он спросил нас, своих близких товарищей:
— Находите ли вы для меня дозволение на таяммум?[14]
Мы сказали:
— Мы не находим для тебя (такого) дозволения в то время, как ты способен использовать воду.
Так, он совершил гусл (полное омовение)[15] и скончался. Когда мы прибыли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, то сообщили ему об этом. Он сказал:
— Они погубили его. Да погубит их Аллах! Раз уж не знали, то почему бы им было не спросить?! Ведь невежество исцеляется вопрошанием! Ему было достаточно совершить таяммум, перевязать свою рану тряпьем, а при омовении лишь нанести на него масх[16] и помыть остальную часть тела».
Передал Абу Давуд.
Благодаря этому случаю, мусульмане усвоили, что необоснованные фатвы[17] или своевольный подход к религиозным положениям могут привести к тяжелым последствиям.
Даже если своеволие проявлялось в излишнем старании поклоняться больше, чем предписано шариатом[18], Пророк саллаллаху алайхи васаллам не поощрял этого. Напротив, он категорически осуждал такое старание.
Однажды трое из сподвижников пришли к матери правоверных Аише радияллаху анха и спросили о добровольных (нафл)[19] поклонениях Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Аиша рассказала им все как есть. Но им показалось, что этого мало. Они заключили, что Всевышний Аллах простил Пророку саллаллаху алайхи васаллам его прежние и последующие грехи, следовательно, ему не обязательно совершать нафл-ибадаты, но им необходимо совершать больше дополнительных ибадатов (поклонений) [20].
Один из них сказал: «Я будут постоянно поститься». Второй сказал: «Каждую ночь напролет я буду совершать намазы». Третий сказал: «Я никогда не женюсь».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам очень рассердился, когда узнал об этом. Он вышел в мечеть и после намаза, произнеся речь, сказал: «Что же случилось с людьми, что они сказали так-то и так-то…!». А в заключение высказал слова, переданные в нижеследующем хадисе:
عَنْ أَنَسٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r، قَالَ: «أَمَّاوَاللهِ، إِنِّي َلأَخْشَاكُمْ للهِ، وَأَتْقَاكُمْ لَهُ،وَلَكِنِّي أَصُومُ، وَأَفْطِرُ، وَأُصَلِّي، وَأَرْقُدُ،وَأَتَزَوَّجُ النِّسَاءَ، فَمَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي،فَلَيْسَ مِنِّي». رَوَاهُ اْلبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌوَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Знайте же, клянусь Аллахом, я — наиболее боящийся Аллаха и наиболее благочестивый среди вас. Но я и пощусь, и бываю вне поста, и совершаю намаз, и сплю. И женюсь на женщинах. Кто же не склонен к моей сунне,[21] тот не от меня».
Передали Бухари, Муслим и Насаи.
После этого случая сподвижники перестали делать что-либо лишнее даже в ибадате, не попросив разрешения.
Там, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не мог присутствовать лично, поручал разъяснять исламское учение только самым доверенным людям. Ибо эти люди имели глубокие познания в религии. Когда несколько жителей Медины приехали совершить хадж, они в Акабе совершили байъат[22] Посланнику саллаллаху алайхи васаллам и попросили его предоставить им учителя. Посланник саллаллаху алайхи васаллам отправил с ними Мисъаба ибн Умайра радияллаху анху. Он стал учить жителей Медины тому, чему научился у Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Сподвижники, которых Пророк саллаллаху алайхи васаллам отправлял распространять исламское учение в другие края, были большими учеными, но, тем не менее, он сначала проверял их знания, давал им необходимые указания.
Имам[23] Абу Давуд, Тирмизи и другие передали нижеследущий хадис:
أَنَّ رَسُولَ اللهِ r، لَمَّا أَرَادَ أَنْ يَبْعَثَ مُعَاذًاإِلَى الْيَمَنِ، قَالَ: «كَيْفَ تَقْضِي، إِذَا عَرَضَلَكَ قَضَاءٌ؟» قَالَ: أَقْضِي بِكِتَابِ اللهِ، قَالَ: «فَإِنْ لَمْ تَجِدْ فِي كِتَابِ اللهِ؟» قَالَ:فَبِسُنَّةِ رَسُولِ اللهِ r، قَالَ: «فَإِنْ لَمْ تَجِدْفِي سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ r، وَلاَ كِتَابِ اللهِ؟»قَالَ: أَجْتَهِدُ رَأْيِي، وَلاَ آلُو، فَضَرَبَ رَسُولُاللهِ r صَدْرَهُ، وَقَالَ: «الْحَمْدُ ِللهِ الَّذِيوَفَّقَ رَسُولَ رَسُولِ اللهِ، لِمَا يُرْضِي رَسُولَاللهِ».
«Отправляя Муаза ибн Джабала радияллаху анху своим представителем в Йемен, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:
— Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?
Тот сказал:
— Приму решение в соответствии с Книгой Аллаха.
Он спросил:
— А если не найдешь в Книге Аллаха?
Тот сказал:
— Тогда — по сунне Посланника Аллаха.
Он спросил:
— А если не найдешь ни в сунне Посланника, ни в Книге Аллаха?
Тот ответил:
— Прибегну к иджтихаду[24] по своему разумению. Не сдамся.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам похлопал его по груди и сказал:
— Хвала Аллаху, Кто удостоил посланца Посланника Аллаха тем, чем снискают довольство Посланника Аллаха».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам постоянно напоминал своим сподвижникам о том, чтобы они были осмотрительны в призыве людей к религии.
Он подчеркивал, что в призыве к религии необходимо заинтересовать людей, а не отпугивать и отчуждать тех, кто только уверовал, что нужно разъяснять основы религии доступно, показывая их легкость, проповедовать только те деяния, которые люди в состоянии выполнить, учитывая при этом уровень убеждений, духовно-физические возможности каждого человека или конкретной общины, и ни в коем случае никого не принуждать. Об этом говорится в нижеследующем хадисе.
عَنْ أَنَسٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r، قَالَ: «يَسِّرُواوَلاَ تُعَسِّرُوا، وَبَشِّرُوا وَلاَ تُنَفِّرُوا». رَوَاهُالْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Облегчайте, но не отягощайте. Говорите благовестящее, но не пробуждайте ненависть».
Передали Бухари и Муслим.
Так, к концу жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам были полностью сформированы способы и методы разъяснения людям Ислама, порядок следования ему.
[1] Джабраил (также Джибрил) — один из четырех великих ангелов, т.е. архангелов Аллаха, который выполняет особые поручения Всевышнего, в том числе и доставление вахий пророкам Аллаха.
[2] Алайхиссалам — досл. «мир ему»; молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
[3] Умма — сообщество людей, объединенных по pелигиозному, национальному, геогpафическому или иному пpизнаку. Когда говорится мусульманская умма или умма Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то подразумеваются все уверовавшие в него и последовавшие его учению правоверные.
[4] Аят — составная часть Куръана с определенным началом и концом. Суры в Куръане состоят из аятов. Слово «аят» имеет несколько лексических значений: «чудо», «знак», «назидание», «удивительное дело», «доказательство», «община», «аят Куръана». Знание о каждом аяте Куръана, о начале и конце каждого аята обрел от Всевышнего Аллаха архангел Джабраил алайхиссалам. От него перенял Пророк алайхиссалам, у него — мусульмане. Самый короткий аят Куръана — «Йа Сиин», он состоит из двух букв. А самый длинный аят Куръана это так называемый аят «Долговые отношения» в суре «Бакара». В Священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В одних случаях оно несет в себе все вышеназванные значения, в других — два или три из них, а в третьих — только одно из них. Значения будут поняты правильно только тогда, когда эти едва уловимые оттенки будут различены.
[5] Акийда (عقيدة) — досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим»; вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями
[6] Тавхид ( (توحيد — относить кого-либо, что-либо к единственности и обособленности, и отрицание его множественности. В терминологии науки акийды тавхид — это отречение от всех видов придания сотоварища Аллаху и верование в отсутствие равного Аллаху в Его сущности (зат), в Его качествах (сифат), в Его делах, в Его именах, в Его положениях (хукм).
[7] Ширк — придавать Аллаху сотоварищей в убеждении и поклонении, то есть любой вид уподобления чего-либо или кого-либо Аллаху, а также признание чего-либо как божества-сотоварища Аллаха (также см. мушрик).
[8] Куфр (كفر) досл. «скрыть и оградить что-либо». Тот, кто скрывает — кафир. В арабскомязыке земледелец также может называться кафиром, так как он «скрывает» в земле семена, нопри этом будет применено лексическое значение слова кафир, а не значение шариатскоготермина. В шариате куфр применяется в двух значениях. Первое — противоположное ийману (вере) — неверие. Например: уверовал в Аллаха с одновременным проявлением куфра (неверия) к идолам и истуканам. Второе — противоположное благодарению. Например: «такой-то проявил куфр к благам». То есть не проявил благодарения в отношении данного себе блага, то есть не признал — не уверовал, что это благо исходит к нему от Аллаха. В шариате под словом куфр иногда подразумевается значение, выводящее из религии, а иногда, подразумевается куфр, не выводящий из религии. Некоторые улемы также называют эти два куфра «куфром в убеждениях» и «куфром в деяниях».
[9] Намаз (персидское происхожд.) — то же что и арабс. солат (صلاة) — «дуа», «благая молитва»; в терминологии шариата намазом называется выполнение в определенном порядке ряда действий (афъал) и молитв (азкар), которые начинаются с такбирул ихрама (Аллаху акбар) и заканчиваются таслимом (приветствие). Намаз является вторым столпом Ислама. Фард (обязательные) намазы совершаются пять раз в день, в определенные промежутки суток. Это намазы фаджр (рассветный или утренний), зухр (полуденный), аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной).
[10] Закат — досл. «чистота», «рост»; дача определенной части определенного имущества определенному человеку в имущество назначенным шариатом образом ради довольства Аллаха.
[11] Хадж (حج) — досл. «вознамериться на великое добро»; совершаемое мусульманами паломничество в Священную Мекку в месяц Зулхиджжа, один из столпов Ислама. Слово хадж лексически применяется для выражения твердого намерения в великом деле. В исламском же шариате хадж — это выполнение специального ибадата в специальном месте, в специальное время со специальными обрядами.
[12] Улем — то же, что и алим; ученый в области исламских наук.
[13] Ихтилам — непроизвольное выделение семенной жидкости у мужчин (поллюция) и половой жидкости у женщин вне полового контакта.
[14] Таяммум (تيمم) — досл. «вознамериться», «решиться на что-либо». В терминологии жешариата таяммум — это, вознамерившись на сближение с Аллахом, протирать лицо и обе рукивеществом очищающей земли специфического свойства. Таяммум совершается при отсутствии, недоступности воды или отсутствии возможности ее использования.
[15] Гусл — большое или полное омовение. В арабском языке слово «гусл» имеет значение «лить, поливать воду поверх чего-либо». В шариате это слово используется для обозначения обливания всего тела водой с намерением приближения к Всевышнему Аллаху.
[16] Масх (مسح) — досл. «поглаживание чего-либо», «протирание поверх чего-либо»; протирание, поглаживание поверх чего-либо в определенных местах в определенное время мокрыми руками (при этом вода, используемая при масхе, должна быть чистой).
[17] Фатва — решение по конкретному вопросу шариата, выносимое улемом-муфтием, т.е. правомочным на дачу фатвы ученым.
[18] Шариат — свод религиозных положений и предписаний.
[19] Нафл (نفل) — досл. «дополнительный»; добровольные дополнительные деяния, не относящиеся к фарду, ваджибу и сунне, выполнимые ради довольства Аллаха и получения саваба.
[20] Ибадат (عبادة) — досл. «рабство», «быть рабом», а также «покориться», «повиноваться», «выражать готовность в подчинении и выполнении повелений»; проявление своего рабства — совершение благих деяний ради сближения с Аллахом, то есть поклонение Аллаху. Ибадат — поклонение состоит из трех уровней: 1. Совершать ибадат Аллаху, надеясь на благое воздаяние от Него и боясь подвергнуться Его мучениям; 2. Совершать ибадат Аллаху, чтобы облагородиться поклонением Ему; 3. Совершать ибадат Аллаху потому, что Он является Единственным достойным ибадата Господом. Вместо «Его мук» здесь следовало бы «боясь мук от Него», иначе есть некоторая путаница с принадлежностью.
[21] Сунна (سنة) — досл. «тарикат — духовный путь», «пример», «образец». Сунна имеет три основных значения-определения: 1. Сохранившиеся и переданные нам (доведенные до нас) сведения относительно высказываний, поступков, одобрений Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его природных (особенности телосложения) и нравственных качеств, а также биографических данных (терминология мухаддисов). 2. Категория деяний по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам, выполнение которых требуется шариатом не категоричным образом; человек, выполняющий эти деяния, получит воздаяние, не выполнивший — не осуждается (терминология факихов). 3. Исходившие от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и могущие служить доводом-доказательством для положений (хукм) шариата каждые высказывания, действия или одобрения (терминология ученых науки усулул фикх).
[22] Байъат — согласно словарю, слово байъат переводится как «купля-продажа». В шариате под словом байъат понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это получило название байъат именно потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении будто «выкупает» у Всевышнего Аллаха благое воздаяние — саваб. Обычно при заключении торгового договора, сделки купли-продажи стороны обмениваются рукопожатием. Также при байъате человек, совершающий байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам, давал свою руку, что означает заключение байъата. Как видим, здесь абсолютно не уместно использовать для толкования понятия «присяга» или «клятва». Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов никто даже не задумывался о клятве при совершении байъата. Следовательно, часто встречающиеся русские переводы байъата как «присяга» или «клятва» являются серьезной ошибкой из-за незнания тонкостей арабского языка и истории Ислама.
[23] Имам (امام) — досл. «предводитель», «начинатель»; человек, возглавляющий намаз общины. Имамами называются также выдающиеся ученые в определенной области исламских наук, предводители и основатели мазхабов и т.п. В древности имамом также называли и главу государства.
[24] Иджтихад — досл. «пpоявление усеpдия посредством всех имеющихся возможностей», «настойчивость»; приложение усилий по выведению научными методами положений шариата из аргументов, описанных в Куръане и Сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.