Вопрос: Ассаламу алайкум! В ответе на вопрос о разводе в случае выхода женщины из дома без разрешения мужа, вы сказали, что «при талаке (разводе) между выражениями “Я дам…” и “Я дал…” есть большая разница и попросили прояснить, которая из таких фраз была произнесена мужем. И вот, я уточнила: оказалось, что он сказал «я дам тебе развод». Каково положение в этой ситуации?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ваалайкум ассалам! Картину всей ситуации мы представляем так, как вы излагаете в своих вопросах. С каким бы вопросом вы не обращались к нам, мы всегда внимательно читаем его и даем почитать нашему окружению. Отвечая на вопрос, исходим из того, как они поняли ваш вопрос.
При словесном описании внешних признаков волка и лисы, человек, не знающий названия этих животных, описывает их как нечто напоминающее собаку с длинной мордой, шерстью, стоячими ушами, длинным хвостом и ростом в полметра и выше. Услышав такое описание, не видя животного, можно подумать, что это волк, а можно подумать, что это лиса. Если описывающий, увидев лису, названия которой он не знает, спросит, что это за животное, отвечающий может сказать, что это волк, а может ответить, что это лиса, так как и волк и лиса подпадают под приведенное описание. Следовательно, задаваемый вопрос должен быть достаточно ясным, чтобы можно было отличить волка от лисы, так как ответ будет соответствовать вопросу. Волк не станет лисой, если человеку, увидевшему волка и задавшему (по этому поводу) не достаточно ясный вопрос ответили, что это лиса. Точно также, если спрашивающий не изложил ситуацию целиком, а отвечающий отвечает на вопрос в соответствии с тем, что он понял, харамное (запретное) не станет халалным (дозволенным). На самом деле наши улемы велят отвечать на вопрос, тщательно изучив и прояснив ситуацию спрашивающего при живом обсуждении. У нас же нет такой возможности.
Развод не состоялся, если, как Вы это утверждаете, было сказано: «Я дам тебе развод». Но, если же на самом деле муж сказал: «Я дал тебе развод», а Вы написали нам, что было сказано «дам», то развод все равно состоится. Изменение одного слова сделает запретным дозволенное, а дозволенное запретным. Получение фатвы, применяя ложь, не сделает дозволенным то, что запретно пред Аллахом. Даже Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал в своем хадисе:
عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إِلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَلْحَنُ بِحُجَّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ بِحَقِّ أَخِيهِ شَيْئًا بِقَوْلِهِ، فَإِنَّمَا أَقْطَعُ لَهُ قِطْعَةً مِنَ النَّارِ فَلَا يَأْخُذْهَا
Передается от Умму Саламы радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Вы приходите ко мне с распрями. Быть может, кто-то из вас искусней другого в преподнесении аргументов. Итак, когда я присудил кому-то на основе его слов причитающееся его брату, тому я дал, оторвав одну частицу Ада! Пусть он это не берет!”». (Из серии «Золотая сокровищница хадисов», «Сахихул Бухари»)
Коллегия «Спросите людей зикра»
✅ Источник (http://savollar.islom.uz/s/129157)