Мы уже говорили о том, в какой мере свободен жизненный выбор людей, согласно Исламу, о том, каково соотношение мирского и духовного.
Куръан характеризует мирскую жизнь «местом испытания» людей. Эта жизнь — всего лишь средство для достижения счастья в будущем мире. Мир бренный определен Аллахом как место, где испытывается человек перед этим! Все в нем: и семейная жизнь, и рынок, рабочее место, и чайхана, и парламент и т.д. – все это средство разнообразных испытаний для каждого. В суре «Анкабут» сказано:
«Неужели люди сочли, что их оставят [в покое] только за то, что они говорят: «Мы уверовали», и их не подвергнут испытаниям?! Ведь несомненно, испытали Мы тех, которые были до них. Так, Аллах действительно знает тех, которые были правдивы, и действительно знает лжецов!» (аяты 2-3).
Испытывается, прежде всего, истинность веры. Многие ведь считают достаточным только признание что уверовали, и это якобы автоматически означало их следование по верному пути. При этом забывается о том, что жизнь предоставлена человеку для его испытания. Аллах подверг испытаниям и прежние народы. Только после этого честные отделились от лжецов. В Исламе спасение дается не только по признанию формальной принадлежности к этой религии, а и по практическому соблюдению учения Ислама и в легкую, и в трудную минуту. Только так можно узнать настоящего мусульманина. Добро и зло в этом мире существуют только для испытания, о чем и ставит нас в известность Куръан:
«И непременно испытаем Мы вас, пока не узнаем усердствующих из вас и терпеливых, и пока не испытаем вести ваши» («Мухаммад», 31).
«Каждая душа – вкушающая смерть. И испытаем Мы вас злом и добром, как искушение, и к Нам вы будете возвращены» («Анбийа», 35).
А следующие аяты подчеркивают всемогущество Аллаха в испытании Своих рабов:
«Благословен Тот, в руках Которого владычество, и Он на всякую вещь Могущественен. Он Тот, Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас: кто из вас лучше деяниями» («Мулк», 1-2).
Именно такой взгляд на жизнь воспитывает у людей высокие нравственные качества, в испытаниях готовит их дух к победе над злом.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»