Извещение о намерении жениться на какой-то определенной женщине или девушке напрямую или через ее валийа — опекуна, называется «сватовством». На самом же деле так же и женщина самостоятельно либо при содействии своих близких может свататься напрямую к самому мужчине или сделать предложение через его семью.
То есть такое извещение (сватовство) может быть осуществлено, как со стороны человека, вознамерившегося жениться, так и со стороны его (ее) опекунов-поручителей. Также о сватовстве можно известить человека, с которым намереваются заключить никах, или одного из его (ее) поручителей.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам собирался жениться на матери правоверных Хафсе радияллаху анха, то он сватался к ней через ее отца Умара радияллаху анху.
Когда же Пророк саллаллаху алайхи васаллам вознамерился жениться на Умму Саламе радияллаху анха, он лично сватал ее за себя.
Допускается, когда к обладающему достоинствами мужчине сватается сама женщина, или ее родители, либо один из ее поручителей.
Отмечены случаи, когда некоторые женщины сами приходили к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с просьбой взять их в жены.
عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا عِنْدَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، فَجَاءَتْهُ امْرَأَةٌ تَعْرِضُ نَفْسَهَا عَلَيْهِ فَخَفَّضَ فِيهَا النَّظَرَ وَرَفَعَهُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَفِي رِوَايَةٍ: قَالَ أَنَسٌ: إِنَّ امْرَأَةً عَرَضَتْ نَفْسَهَا عَلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، فَضَحِكَتِ ابْنَةُ أَنَسٍ، فَقَالَتْ: مَا كَانَ أَقَلَّ حَيَاءَهَا فَقَالَ أَنَسٌ: هِيَ خَيْرٌ مِنْكِ عَرَضَتْ نَفْسَهَا عَلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم.
Передается от Сахла ибн Саъда радияллаху анху:
«Мы были у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. К нему пришла некая женщина и предложила себя (в жены) ему (саллаллаху алайхи васаллам). Он (саллаллаху алайхи васаллам) окинул ее взглядом с головы до ног».
Передали пятеро.
В другой передаче сказано:
«Анас сказал:
— Некая женщина предложила себя (в жены) Пророку саллаллаху алайхи васаллам».
Дочь Анаса, смеясь, сказала:
— Как же у нее мало стыда!
Тогда Анас сказал:
— Она лучше тебя! Она предложила себя (в жены) Пророку саллаллаху алайхи васаллам».
عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: تَأَيَّمَتْ حَفْصَةُ مِنْ خُنَيْسِ بْنِ حُذَافَةَ السَّهْمِيِّ، وَكَانَ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم تُوُفِّيَ بِالْمَدِينَةِ، فَقَالَ عُمَرُ: عَرَضْتُ حَفْصَةَ عَلَى عُثْمَانَ، فَقَالَ: سَأَنْظُرُ فِي أَمْرِي، فَلَبِثْتُ لَيَالِيَ ثُمَّ لَقِيَنِي، فَقَالَ: قَدْ بَدَا لِي أَلَّا أَتَزَوَّجَ يَوْمِي هَذَا. فَلَقِيتُ أَبَا بَكْرٍ الصِّدِّيقَ فَقُلْتُ: إِنْ شِئْتَ زَوَّجْتُكَ حَفْصَةَ، فَصَمَتَ أَبُو بَكْرٍ، وَكُنْتُ أَوْجَدَ عَلَيهِ مِنِّي عَلَى عُثْمَانَ، فَلَبِثْتُ لَيَالِيَ، ثُمَّ خَطَبَهَا رَسُولُ اللهِ، فَأَنْكَحْتُهَا إِيَّاهُ، فَلَقِيَنِي أَبُو بَكْرٍ فَقَالَ: لَعَلَّكَ وَجَدْتَ عَلَيَّ حِينَ عَرَضْتَ عَلَيَّ حَفْصَةَ فَلَمْ أَرْجِعْ إِلَيْكَ شَيْئًا، قَالَ عُمَرُ: قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ أَبُو بَكْرٍ: إِنَّهُ لَمْ يَمْنَعْنِي أَنْ أَرْجِعَ إِلَيْكَ فِيمَا عَرَضْتَ عَلَيَّ إِلَّا أَنِّي كُنْتُ عَلِمْتُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَدْ ذَكَرَهَا، فَلَمْ أَكُنْ لِأُفْشِيَ سِرَّ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم، وَلَوْ تَرَكَهَا قَبِلْتُهَا. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Хафса овдовела от Хунайса ибн Хузафы ас-Сахми. Он, будучи из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам, умер в Медине. Тогда Умар сказал:
— Я предложил Хафсу Усману. Тот ответил: “Давай-ка, я подумаю”. Я подождал несколько дней. Затем он подошел ко мне и сказал: “Видимо, будет лучше, если я пока не женюсь в эти дни”.
Я встретился с Абу Бакром Сиддиком и сказал: “Если желаешь, могу сочетать тебя никахом с Хафсой”. Абу Бакр промолчал. Тогда я разозлился на него больше, чем я разозлился на Усмана. Спустя несколько дней Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам засватал ее, и я сочетал его (саллаллаху алайхи васаллам) никахом с ней.
Затем Абу Бакр подошел ко мне и сказал:
— Наверняка ты разозлился, когда ты предложил мне Хафсу, а я промолчал?
Я сказал:
— Да.
Абу Бакр сказал:
— Ответить тебе мне претило лишь то, что я услышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упомянул о ней. И я не мог раскрыть секрет Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Если бы он (саллаллаху алайхи васаллам) оставил ее, я бы ее принял».
Передал Бухари.
В наши дни у нас взято за правило, что родители юноши или уполномоченные ими люди сватаются к родителям или к другим членам семьи будущей невесты.
Допустим, такое обычное сватовство произошло, сторона мужчины отправила сватов к стороне женщины или девушки. Теперь за женской стороной остается обязательство выбора достойного жениха. Безусловно, было бы очень хорошо, если бы они также последовали при этом выборе указаниям и советам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, избрав самый правильный путь в таком крайне деликатном вопросе, как «сделка всей жизни».
Из книги «Счастливая семья»
..