Повелитель правоверных Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах
(35 – 40 гг.х./656 – 661)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЛИ
Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и одним из десяти, которым был обещан рай. Имя его отца − Абд Манаф бин Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин Абд Манаф. Али получил прозвище “Абу-с-сибтейн” (отец двух внуков), то есть отец внуков Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья Али − Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему прозвище “Абу тураб”. Сообщается, что Сахль бин Саъд, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) Посланник Аллаха (соллаллаху алайхи васаллам) пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О Посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда Посланник Аллаха (соллаллаху алайхи васаллам) пришёл туда (и увидел), что накидка Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И Посланник Аллаха (соллаллаху алайхи васаллам) стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб[1], вставай, о Абу Тураб!»[2]
КАК АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ
Али был первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который воспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчить бремя забот о детях. Али остался жить в доме Мухаммада (соллаллаху алайхи васаллам) и после начала пророчества. Посланник Аллаха (соллаллаху алайхи васаллам) призвал его к исламу, и Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.
КАЧЕСТВА АЛИ
Али, да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёл известность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью и неуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блеска этого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду и грубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок с неимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизнь твоя коротка, общество твоё презренно, а значение твой ничтожно. Ах, ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»
ЗАСЛУГИ АЛИ
Заслуги Али, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха (соллаллаху алайхи васаллам) умер, оставаясь довольным им».
Передают со слов Сахля бин Саъда, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».
Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Услышав это, сподвижники Пророка (соллаллаху алайхи васаллам)) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к Пророку (соллаллаху алайхи васаллам)) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать Али к себе. (Когда он явился, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.
А потом Пророк (соллаллаху алайхи васаллам) вручил Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.[3]
Как и другие достойнейшие сподвижники, Али, да будет доволен им Аллах, был готов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своим достоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимости пожертвовать собой ради Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорились убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, улёгся в его постель в ту ночь, когда Пророк покинул Мекку вместе с Абу Бакром. Али принимал участие во всех военных походах мусульман, за исключением похода на Табук.
ПРАВЛЕНИЕ АЛИ
После убийства Усмана мусульмане избрали халифом Али, который стал отказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом. Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти из трудного положения, в котором они оказались. Дело в том, что после несправедливого убийства ‘Усмана мятежники не только стали хозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета (шура), виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, если не найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь, о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы не решите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём Али, Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!» Когда ансары и мухаджиры стали настаивать, Али счёл своим долгом выполнить их просьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть и поднялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин Убайдуллах.
ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ,ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ АЛИ
Аллаху было угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства Усмана, да будет доволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней и хитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако в предустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомо предопределённое Им.
После принесения присяги Али предпринял следующие шаги:
1. Али сместил тех наместников Усмана, на которых жаловались люди, а также тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.
2. Али решил отложить наказание убийц Усмана до тех пор, пока его власть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разных провинций Халифата.
ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ
Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесено решение третейского суда[8], все воины вернулись к себе домой.
ГИБЕЛЬ АЛИ, да будет доволен им Аллах
Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов[9] по имени Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что произошло между мусульманами[10], говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от Али». Его сообщник аль-Бара бин Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Муавийи», а Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от Амра бин аль-Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда Али шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Муавийу, ни Амра бин аль-Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!
ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ
После смерти Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Муавийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
− Аль-Хасан повёл на Муавийу свои отряды, подобные горам. Амр бин аль-Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Муавийа сказал: «Эй, Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану Абд ар-Рахмана бин Самуру и Абдуллаха бин Амира, курайшитов из рода бану абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку,[11] поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин Али сказал им: «Поистине, мы − потомки Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Муавийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.
Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов Пророка (соллаллаху алайхи васаллам) которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я видел (находившегося) на минбаре Посланника (соллаллаху алайхи васаллам) рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин Али, и (Пророк (соллаллаху алайхи васаллам)) смотрел то на людей, то на (аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».
Из книги: «Великие люди Ислама»
Источник: islamtv.ru
..