Абу аль-Касим алъ-Кушайри, давая определение искренности, сказал: «Ихлас — это посвящение своего послушания, добрых поступков одному Всевышнему Аллаху. Это означает стремление к поклонению Аллаху, приближению к Нему и отсутствие стремления к иному, вроде стремления к людской славе, показухе, высокому авторитету и т. д. Ихлас — это очищение своих помыслов от людских взоров». Обладающий искренностью человек защищен от показухи. Фудайл ибн Ияз сказал: «Не совершение поступка ради людей — это показуха, совершение поступка ради людей — это многобожие. А ихлас — это когда Аллах тебя оберегает от подобных поступков». Имам Джунайд также сказал: «Ихлас — это тайный договор между Аллахом и Его рабом. О нем не знает даже ангел, чтобы его записать, и сатана, чтобы его погубить, а также плоть, чтобы сбить его с этого». Сказал шейх уль-ислам Закария Ансари: «Долгом искреннего человека является не замечать своей искренности и не довольствоваться ею, иначе его искренность несовершенна и является показной» [7, с. 95—96].
Вышеуказанные определения и высказывания об искренности приводят к одному: чтобы вес, что мы делаем в поклонении, было устремлено во имя довольства Аллаха, а не ради преследования какой-либо душевной корысти.
О важности искренности из Корана и Сунны
Поскольку восприятие наших поступков Всевышним зависит от искренности, Всевышний повелел нашему Пророку проявлять искренность в своих поступках и сказал:
«Ты скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху искрение»» (39:11).
«Скажи: «Аллаху поклоняюсь я, веруя в Него искренне»» (39:14).
«Поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере» (39:2).
Это Аллах повелевает во многих аятах Корана, Всевышний объясняет, что путь к такой встрече с Ним в Судный день, чтобы Аллах был доволен им, заключается в совершении добрых поступков ради Него, без преследования иных помыслов.
«Тот, кто надеется предстать пред Господом своим, пусть творит дела праведные и не поклоняется никому наряду с Господом своим» (18:110).
«Им было велено лишь одно - поклоняться Аллаху искренне» (98:5).
Также приведены благородные хадисы Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) направляющие раба к искренности во всех его поступках и предостерегающие его от поисков людских похвал в поклонении Аллаху. Он разъяснил, что всякий поступок, которому несвойственна искренность, будет отвергнут. Многочисленные хадисы указывают на то, что Аллах смотрит не на внешнюю сторону поступков рабов, а на их сердца, то есть на их намерения и помыслы. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) назвал показуху малым ширком или скрытым ширком. Он сказал, что Всевышний будет отдаляться от тех, кто делает что либо напоказ, и направит их к тем, кого они делали соучастниками за своем поклонении Аллаху.
Приведем некоторые из хадисов, подтверждающих важность искренности. Абу Умама рассказал: «Пришел человек к Посланнику Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) и спросил: «Что ты скажешь о человеке, воевавшем в поисках вознаграждения Аллаха и похвал людских?» Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) ответил: «Нет ему ничего». И повторил это три раза, а затем сказал: «Воистину, Великий Аллах не воспринимает из поступков никакие, кроме тех, что были искренни ради Него и преследовали только Его Лик»»124.
Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Воистину, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни на ваши лица, но смотрит Он на ваши сердца»125.
Шаддад Ибн Аус передал, что он слышал, как Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) говорил: «Тот, кто постился ради показухи, впал в многобожие; тот, кто совершил молитву ради показухи, впал в многобожие; тот, кто дал милостыню ради показухи, также впал и многобожие»126.
Махмуд ибн Лабид сказал: «Вышел Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) и сказал: «О люди, вы остерегайтесь ширка души». Они спросили: «О Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) что это за ширк души?» Он ответил: «Когда человек встает, совершает молитву и совершает ее красиво и старательно потому, что он замечает внимание людей к этому, — это ширк души»»127.
Махмуд ибн Лабид передал слова Посланника (саллаллаху алайхи васаллам) сказавшего: «То, чего я больше всего боюсь для вас, — это малый ширк». Его спросили: «Что это за малый ширк, о Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам)?» Он ответил: «Это показуха. Всевышний Аллах говорит: «Когда людям будет воздано за их поступки, идите к тем, перед кем вы совершали показное в мирской жизни, и смотрите, найдете ли вы у них награду»»128.
Абу Сайд ибн Фузала сказал: «Я слышал Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) когда тот говорил, что когда Аллах соберет первых и последних в Судный день, в День, в котором нет сомнения, то призовет Призывающий: «Тот, кто придал сотоварища Аллаху в своих поступках, пусть ищет свое воздаяние у него, поистине, Аллах не нуждается в сотоварищах»»129.
124 Абу Даудр ан-Насаи; достоверный.
125 Муслим
126 Байхаки
127 Ибн Хузейма
128 Ахмад; достоверный
129 Ат Тирмизи (комментарий к суре аль Кахф (Коран,18))
Абдуль-Кадыр Иса
«Истина суфизма»
..