Как известно из истории, первые поколения мусульман распространились по всему свету и принесли благую весть и призыв к Исламу. Вместе с тем последователи Ислама сами перенимали многое из науки, культуры и искусства других народов. Большой интерес к знаниям толкал мусульман изучать научные рукописи. Известно множество положительных фактов, когда, в отличие от иных завоевателей, мусульмане не уничтожали книги в тех странах, где появлялись, а собрав их вместе, создавали крупные библиотеки и научные центры, а впоследствии приумножали в них знания и книги. Так, они звали на помощь людей, знающих языки, чтобы переводить найденные книги, и давали переводчикам большие средства. Мусульмане сразу брались за изучение этих книг и применяли полученные знания на практике. В таких благородных делах им покровительствовали мусульманские правители, эмиры и богатые люди.
Именно таким образом после греков и римлян первенство в знаниях перешло в руки мусульман. Высшие учебные заведения мусульман превратились в центры просвещения для всех народов. Именно мусульманские ученые внесли огромный вклад в развитие медицины, химии, естественных наук, математики, астрономии, истории и других научных отраслей.
Ниже приводятся мнения ряда ученых Запада по этому вопросу.
Профессор Нью-Йоркского университета Дрэйпер (Draper) в книге «Дискуссия между наукой и религией» отмечает: «Занятие мусульман наукой началось после завоевания ими в 638 году города Александрия, то есть через 6 лет после смерти Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Начиная с этого времени, они в течение менее двух веков глубоко изучили все научные труды греков и верно оценили их. После того, как в 813 году Маъмун стал халифом, город Багдад превратился в столицу мировой науки. Халиф собрал в Багдаде бесчис-ленное количество книг, а также ученых, оказал им почет и уважение…».
Кроме того, Дрэйпер подчеркивает: «Двери мусульманских университетов всегда были открыты и для европейцев, жаждущих знаний. Правители государств Европы ездили в мусульманские края лечиться».
Вот что пишет французский востоковед, историк, профессор Седиллот (1808-1875) в своей книге «Великая история арабов»: «В средние века мусульмане были непревзойденными лидерами в науке, знаниях и философии. Свои знания они распространили везде, куда ступала их нога. Через них знания распространились и в Европе. Ренессанс и развитие Европы осуществилось только благодаря мусульманам».
Седиллот посчитал необходимым сделать такое признание: «Время между IX и XIII веками было отмечено в Исламе быстрым развитием литературы. В результате активизации человеческой мысли был сделан огромный скачок в науке. В мире Ислама появилось очень много ценных изобретений и открытий мирового масштаба. Это оказало большое влияние на Европу. Настолько большое, что мусульмане заслуженно могут называться нашими учителями!».
К сожалению, эта истина долгое время умалчивалась. При описании влияния, оказанного мусульманами на современную науку Запада, необходимо отметить следующий важный момент: Запад из-за чувства расовой неприязни, а также из-за своих христианских предпочтений, не признавал, что в основе всех наук, развивавшихся на Западе в течение веков, лежит ис-ламская культура. Более того, Запад, наоборот, стремился принизить роль Ислама в становлении и распространении просвещения по Европе. Именно по этой причине признание заслуг Ислама в научных отраслях началось лишь с XIX века.
Например, из двух ученых по фамилии Седиллот, посвятивших свою жизнь изучению исламских наук и их роли в становлении науки на Западе, написали исторические исследования в этой области. В предисловии к первому тому труда одного из ученых (Седиллот) – «Materiaux pour sevir al’histoire comparee des sciences mathematiques chez les Grecs et les Orientaux» – признается величие исламских наук, а также постоянное стремление западных христианских ученых принизить их значение:
«В IX–XIII веках появляются признаки формирования великой мировой литературной среды. Ценные научные открытия, плоды культуры показывают, что мусульмане, поистине, были нашими учителями в этом деле. С одной стороны, ценные средневековые документы, записки путешественников, энциклопедии, с другой стороны, великолепные здания, построенные с высоким мастерством, иные великолепные культурные памятники своим очарованием заставляют нас с уважением смотреть на мусульманское общество, достоинства которого веками преуменьшались».
Согласен с ним и второй Седиллот (Л. А. Седиллот). На первой странице книги «Великая история арабов» он пишет так: «Был тайный умысел, чтобы забыть о влиянии, оказанном мусульманами на развитие культуры на всем протяжении средних веков».
Профессор социологии Густав ле Бон в своей книге под названием «Арабская цивилизация» пишет: «…Восток находился под различными народами: персы, римляне, греки и т.д. Но, если их политическое влияние всегда было большим, их цивилизаторское действие было слабым …То, чего не смогли реализовать на Востоке ни греки, ни персы, ни римляне, арабы достигли быстро и без насилия…Глубокое влияние арабов в Египте появилось во всех странах: Африке, Сирии, Персии и т.д., где было водружено их знамя. Это влияние проявилось даже в Индии, хотя они там не задержались, и в Китае, который посещали только торговцы… В истории нет примера более удивительного. Все нации, с кем контактировали арабы, рано или поздно принимали их цивилизацию… Это влияние сказывается не только на языке, религии и искусстве, но оно распространяется на культуру и науку. Будучи связаными с Индией и Китаем, мусульмане передавали в эти страны большую часть научных знаний, которые европейцы позже рассматривали как имеющие китайское или индусское происхождение.
…действия арабов по отношению к Западу были также значительны, и им обязана цивилизация Европы. Их влияние было не меньшим, чем на Востоке. Важность выполненной роли арабов на Западе может быть понята, только если восстановить в памяти состояние в Европе в эпоху, когда они вводили туда цивилизацию.
Это были слова европейских ученых, которые мы привели с целью понять, что Ислам призывает все человечество к прогрессу и Ислам есть религия Аллаха, а не выдумка человека.