Благословленные аяты и хадисы о прекрасных именах — Асмаул хусна — были удостоены высокого почтения мусульман.
Одними из первых прекрасные имена и качества Всевышнего Аллаха глубоко изучили улемы науки акоид. Целью исследований всех улемов науки акоид — и старых, и новых, и салафов, и халафов[1], являлось одно — доказать абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха от недостойных и неподобающих качеств.
Необходимо отметить, что здесь слово «салаф» лексически означает «предшественник», «предок», а в шариатской терминологии оно обозначает мусульман, живших первые три века хиджры.
Всем хорошо известно, что уровень знания арабского языка у салафов и степень их вероубеждения были чрезвычайно высоки. К тому же в эпоху салафов не было различных разногласий, течений, философий, а если и были, то не имели никакой силы и влияния. Именно поэтому, как и в отношении других учений, салафы не нуждались в приложении каких-либо особых усилий в сфере науки акоид и доказывать что-либо, что связано с основами веры.
Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи в своей книге «ал-Фикхул акбар» говорит следующее:
«Всевышний Аллах не похож ни на одно из своих творений. Ничто из творений Аллаха не подобно Ему. Все качества Аллаха несопоставимы с качествами творений. Аллах ведает знанием, не похожим на наше знание. Аллах могущественен силой, не похожей на нашу силу. Аллах видит взором, не похожим на наш взор. Если Всевышний Аллах упомянул в Куръане о лице, руках и душе, то относительно Него все это не является состоятельными сифатами».
Нуъайм ибн Хаммад ал-Хузаъи — шейх имама Бухари, сказал:
«Кто уподобит Аллаха Его творениям, тот станет неверным. Кто станет отрицать то, как Аллах описал Себя, поистине, он станет неверным. Нет уподобления в том, как описал Аллаха Он Сам и Его посланник. Кто для Всевышнего Аллаха утвердит достойным могущества Аллаха то, что приведено в ясных аятах и достоверных сведениях и отвратит от Аллаха недостатки, поистине, тот пошел по пути хидаи[2]».Как мы отмечали ранее, путем, которого придерживались салафы — поколение прежних мусульман и ученых, был путь, при котором они воспринимали все как есть, не задумываясь о чем-нибудь другом. Примером этому может служит вопрос, известный как вопрос о «вознесении на Арш[3]».
В описании об этом, приведенном в священных аятах, фраза «алал Арши истава» касается Аллаха. Если перевести эту фразу дословно, получится смысл: Аллах «приравнялся к Трону». Поколения прошлого пришли к согласию: «толкование этого смысла оставим на усмотрение Самого Аллаха, и по этому поводу не скажем ни слова». Потому что в те времена все хорошо понимали это, они вели простую жизнь и не подвергались разного рода фитнам[4]. Однако встречались и такие люди, которые пытались поднять этот вопрос. Но большинство, называя их зачинщиками фитны, не давали им возможности распространять свои домыслы. Благодаря чему общество мусульман пребывало в спокойствии и благополучии.
В этом вопросе достойна похвалы позиция имама Малика рахматуллахи алайхи. Как сообщается в преданиях, некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил об «истива» — овладении Аршем.
Тогда имам Малик сказал:
«Истива известно. Неизвестно, каково оно. Уверовать в него является ваджибом. Задавать вопросы о нем есть бидъа. А ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его от меня!».
Таким путем праведные предшественники (салафы) сохранили свое правильное вероубеждение в абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха, в то, что нет никого, подобного Ему, и что Он обладает всеми качествами совершенства.
По прошествии времени территории исламских государств расширились. Люди, принявшие Ислам или начавшие жить совмесно с мусульманами принадлежали к различным народам, религиям, философиям и идеологиям. Естественно, они не могли сразу и полностью избавиться от своих старых идей и представлений. К тому же, наряду с этим, враги Ислама непрестанно инспирировали смуту. С целью нанести ущерб акийде мусульман, они с исключительным мастерством спровоцировали всеобщее обсуждение различных вопросов, могущих вызывать сомнения. Одной из самых больших проблем стало стремление нанести урон вероубеждению мусульман, для чего использовались поверхностные (буквальные) значения аятов и хадисов, относящихся к сифатам Всевышнего Аллаха. Рассуждая об определениях относительно рук, глаз Аллаха либо Его пречистых качеств, они стали сбивать людей с праведного пути, и вводить их в заблуждение, инициируя тем самым фитну среди верующих.
Дело усугубилось до такой степени, что даже вынесение фатвы[5] «Задавать вопросы по этой теме есть бидъа» подобно тому, как это делали салафус салихин и имам Малик, уже не производило должного эффекта. Более того, теперь уже не оставалось никого, кто бы не задавал вопросов на подобные темы.В такое трудное время выдающиеся ученые, такие как Абул Хасан ал-Ашъари и Абу Мансур Матуриди сослужили огромную службу в деле сохранения чистоты акийды. Как и в других деликатных, сложных вопросах, были найдены решения и в вопросе относительно сифатов Всевышнего Аллаха. На заявления подстрекателей о том, что фраза «алал Арши истава» означает, что Аллах приравнялся к Трону, халафы — ученые последующих поколений — ответили так: «Нет, тогда к Аллаху были бы отнесены недостатки, и поэтому истива следует понимать соответственно другим совершенным качествам Всевышнего Аллаха».
Таким образом, «истива» было истолковано как обладание чем-либо посредством могущества и владычества. И в этом, как и у праведных предшественников, проявляется намерение поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всяких изъянов.
И улемы из числа салафов, и улемы из халафов имели единую цель. Только для достижения этой цели они придерживались различных путей, соответствующих их времени и условиям.
Нам с вами также следует действовать в этом вопросе очень осторожно, не вызывая разногласий.
Считаем, что в связи с этим важно отдельно упомянуть о том, какого пути придерживался Абул Хасан ал-Ашъари. В его первых книгах и книге «ал-Ибана» просматривается, что он придерживался пути предшествующих ученых — салафов, тогда как по его последующим книгам, таким как «ал-Ламаъ», видно, что в дальнейшем он придерживался пути последующих ученых — халафов. Этого требовали обстоятельства. Учитывая это, мы можем сказать, что Абул Хасан ал-Ашъари рахматуллахи алайхи в вопросах о сифатах Всевышнего Аллаха был своего рода переходным звеном от пути улемов-салафов к пути улемов-халафов.
Из книги «Суннитские вероубеждения»
[1] Халафы — «последующие» — последующие поколения.
[2] Хидая — наставление на правильный путь — по словарю означает «любезно, с благоволением напутствовать в правильном направлении». По мнению улемов, существует несколько степеней хидаи — наставления на путь истины: наставление инстинктов, органов восприятия, разума и религиозная хидая.
[3] Арш — досл. «трон».
[4] Фитна (فتنة) — досл. «испытание», а также «обман», «смута», «заблуждение». Арабы называют фитной переплавление руды, чтобы выделить металл от примесей. В шариатской терминологии фитной называется смута, когда выявляются положительное или негативное качества человека.
[5] Фатва — решение по конкретному вопросу шариата, выносимое улемом-муфтием, т.е. ученым, правомочным выносить фатвы.
..