Ислам, уделяя главное внимание духовному и моральному совершенству человека, не забывает и о его физическом воспитании. Мусульманские философы уподобляют духовную и материальную составляющие человека двум брусьям лестницы, считая их неотъемлемыми частями. У человека должно быть сильное, крепкое вероубеждение наряду с закаленным телом, готовым выдержать любые трудности.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Сильный верующий лучше и более любим Аллаху, чем слабый верующий».
Передал Муслим.
Этот хадис показывает, насколько важно быть сильным и закаленным.
Если Аллах любит сильного мусульманина больше, как утверждается в этом хадисе, то каждый мусульманин должен стремиться быть сильным. Следовательно, если физические соревнования устраиваются с целью развития силы и выносливости, это приветствуется.
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам соревновался в беге со своей женой Аишей радияллаху анха и она опережала его. Позже, когда Аиша радияллаху анха несколько располнела, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам опередил ее и сказал: «С тем разом: один – один» (имеется в виду предыдущее состязание).
Также передается, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам устраивал соревнования по бегу среди детей. Кроме этого, перед тем, как поручить ответственное задание кому-то из молодежи, он проверял силу юношей в единоборстве и поручал задание победителю.
Всем известно, что чистота является одним из основных условий здоровья. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Чистота – от веры», считая чистоплотность неотъемлемой частью веры. Это величайшее определение, про которое можно привести множество аятов и хадисов.
Ислам призывает людей к чистоте во всем. Человек должен держать в чистоте свое тело, одежду, свой дом и все, что принадлежит ему. Не случайно омовения (вудуъ и гусл) являются одним из первых обязательств верующих.
Не менее важным фактором для здоровья человека является питание. Ислам требует питаться только дозволенной, халал пищей. Всякая пища, которая может причинить вред здоровью человека, запрещена нашей религией – является харамом. Но и халалную пищу необходимо употреблять, соблюдая мудрые этические правила питания нашей религии, которые чрезвычайно важны для здоровья.
В Куръане есть аят, гласящий: «И ешьте, пейте, но не рас-точительствуйте!» («Аъраф», 31).
Это означает, что не следует употреблять пищу чрезмерно. Услышав этот аят, один из иудейских ученых говорил: «Вся медицина уложилась в половину одного аята вашей Книги». Действительно, современная медицина полностью подтверждает, что правильное, умеренное питание является залогом здоровья. Правила и этика питания Ислама не только отвечают всем требованиям правильного питания, но и превосходят их. К сожалению, многие недостаточно соблюдают эти правила, не зная или даже зная их.
Одним словом, все, что полезно для здоровья, Ислам предписывает для мусульман. В Исламе существует удивительное правило: то, что ведет к исполнению обязательного (фарда), также является обязательным (фардом). Забота о своем здоровье тоже относится к этому. Иными словами, человек обязан сделать все от него зависящее ради своего здоровья. Физическое воспитание считается одним из таких важных и обязательных дел.
Не только намаз предусматривает выполнение определенных физических движений – их можно найти во всех видах поклонения в Исламе. Если в других религиях поклоняются в неподвижном состоянии стоя или сидя, то в Исламе наряду с произношением молитв также требуются определенные движения. Например, хадж от начала до конца полностью состоит из физических движений. Человек выходит из своего дома с намерением совершить паломничество, затем поездка в Мекку, семь раз обходит Каъбу, совершая таваф, ритуальный саъй между холмами Сафа и Марва и другие обряды – все это требует от мусульманина физической закалки и выносливости.
Состоятельные мусульмане, чье богатство достигло определенного размера и принадлежало им в течение определенного времени, должны сами находить достойных людей и дать им закàт лично в руки.
Конечно, поклонение не совершается с целью выполнить некоторые физические движения. Суть поклонения заключается в духовном состоянии. Но именно эти самые поклонения, выполняемые в определенном духовном состоянии, предписаны нам так, чтобы от них была польза и телу, и духу человека.
Постящийся человек просыпается до наступления рассвета, совершает сухур, весь день бывает в движении, а ночью совершает дополнительно к ежедневным фард-намазам еще двадцать ракъатов намаза – все это движение, физическое воспитание.
Пост полезен для физической силы, для здоровья. Об этом больше говорят в немусульманских кругах. Увеличивается число методик и клиник, лечащих голодом. Например, несколько лет назад была опубликована книга профессора Николаева «Простые истины» на узбекском языке. В этой книге есть глава под названием «Голодание ради здоровья», где приводится много полезной информации. Обратим внимание – в книге утверждается, что каждый, кто заботится о своем здоровье, должен добровольно голодать в течение 28-32 дней ежегодно. Все мы много раз слышали признания людей, выздоровевших благодаря посту.