1445 год 17 Шаввал | 2024 год 26 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Что такое тасаввуф?

16:46 / 21.11.2018 4791 Режим чтения + -


Тасаввуф – это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама (саллаллаху алайхи васаллам), которые выражаются в форме институтов и представительств тасаввуфа, и в этом виде дошли до нашего времени. Под духовным авторитетом подразумеваются образцовые личные качества Пророка (саллаллаху алайхи васаллам), выраженные в определении “образцовый пример”. Как известно, Досточтимый Пророк воплотил в своей личности авторитет в политике, науке, духовности и других аспектах человеческой жизни. Тасаввуф представляет собой наивысшую точку, сущность и стержень исламских наук. Та сторона тасаввуфа, которая представляет собой “духовный опыт” получила название “халь - состояние”, это сторона, связанная с наслаждениеем и удовольствием. По мнению тех, кто понимает тасаввуф в виде нравственности, тасаввуф – это исламская наука, ставящая своей целью духовную зрелость и нравственное совершенство. Потому что это нравственная система, направленная на обустройство внутреннего мира человека и очищение его от дурных качеств. Есть много повелений Досточтимого Пророка, наставляющих к преданности Всевышнему Аллаху, выдвигающих на первый план внутренние духовные чувства в поклонении и поступках, отношениях и поведении.

То, что наш Пророк, ожививший в человеке чувство поклонения и служения Господу, отбросивший приверженность к этому миру, причиной достижения любви Всевышнего и людей сделал жизнь, связанную с отречением от мирского, привело к возникновению явления, названного вначале “зухд” (отречение), а позднее – “тасаввуф”.

В хадисе, упоминаемом в книгах хадисов как “Хадис Джибриля”, понятия “ислам, иман (вера) и ихсан” перечисляются именно в этой последовательности. Это перечисление демонстрирует алгоритм постепенного восхождения к совершенству. Ислам охватывает части тела человека и представлен повторением языком того, что установлено религией. Иман относится к сердцу и представляет собой утверждение и установление веры в душе. К тому же, в следующем аяте Корана объясняется, что иман находится на следующей ступени после ислама:

“Бедуины говорят: “мы уверовали”. Скажи им: “Вы еще не уверовали. Скажите лучше: “Мы в исламе”, ведь вера еще не установилась в ваших сердцах” (аль-Худжурат, 49/14). Когда понятия “мусульманин” и “муъмин” упоминаются в Коране рядом, вначале идет слово “мусульманин”. И в этом перечислении прослеживается градация. В хадисе нашего Пророка: “Человек не совершит прелюбодеяние или воровство, будучи муъмином” (Ибн Маджа) имеется в виду, что когда человек преступает границы запретного, хотя и остается в исламе, но, с точки зрения имана, наносит себе глубокую рану. “Ихсан”, упомяннутый в хадисе Джибриля и имеющий значение: “служить Аллаху, словно видишь Его” (Бухари, Муслим), – это следующая ступень после ислама и имана. Потому что ихсан – это чувство близости к Аллаху и успокоения сердца, для достижения которого муъмины прилагают столько усилий. Раб, достигший ихсана, достиг осознанности в воздержании от запретного и в совершении обязательных для исполнения предписаний, ведь он достиг тайны, выраженной в аяте: “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху” (аль-Бакара, 2/115). Всевышний Аллах в Коране приравнивает муъминов, достигших этого чувства, к “первым”: “В авангарде муъминов – мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину, ансары, принявшие их в Медине и те, кто следует за ними с чувством ихсана. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом” (ат-Тауба, 9/100).

Каждое понятие, упомянутое в хадисе Джибриля, стало предметом исследования отдельной науки: ислам стал предметом фикха, иман – акаида и каляма, ихсан стал предметом тасаввуфа. Предписания и запреты исламского законодательства – шариата можно разделить на две большие группы: те, что касаются внешних, видимых действий человека, и те, что относятся к внутренним, невидимым. Из них – намаз, пост, закят, повторение языком калима-и шахадат (формулы веры) и т.п. – это предписания, выполняемые человеком посредством собственного физического, видимого тела, а прелюбодеяние, спиртное, слова неверия – это нарушение запретов, связанных с видимыми поступками и состояниями. Внутренние, связанные с духовной сферой действия, которые ислам считает способом приближения к Господу – это такие духовные предписания, как иман, подтверждение в сердце истин ислама, преданность, терпение, благодарность, довольствование имеющимся, упование на Аллаха. Порицаемые внутренние действия и состояния, препятствующие достижению духовной близости с Господом, тоже связаны с духовной сферой. К ним относятся нетерпеливость, высокомерие, тщеславие от своего служения, служение ради видимости, умаление значения божественных благ. Хотя все эти перечисленные предписания и запреты определены в аятах и хадисах, почему-то мусульмане не проявляют в отношении духовных предписаний и запретов той тщательности и тонкости, какую проявляют в отношении предписаний и запретов, касающихся сферы видимого. Основная причина этого кроется, прежде всего, в том, что та тщательность, которая присуща изучению предписаний, относящихся к науке фикха, не проявляется при обучении по темам, связанных с духовностью и тасаввуфом.

Доктор Хасан Камиль Йылмаз,

из книги «Тасаввуф и Тарикаты»


Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Наставления Умара пронизаны глубокой мудростью и смирением.В следующем сообщении Умар радияллаху анху предложил блестящее руководство по взаимодействию с читать полностью

2568 10:00 / 04.12.2018
.Материалисты, как известно, утверждают, будто нет иной жизни, кроме жизни на этом свете, и материальное первично по отношению к сознанию.   Они говорят, что мозг читать полностью

9514 04:32 / 03.01.2017
.аят 34   В следующем аяте речь пойдет об упорядочении семьи, о назначении каждому задачи, исходя из его способностей, о способах разрешения возникающих читать полностью

5512 05:50 / 05.01.2017
.Наука нравственности ведет дискуссию о добре и зле, объясняет людям, как строить взаимоотношения... Нет сомнений, что мораль является основным фактором сохранения читать полностью

4261 09:20 / 03.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью