Так как тасаввуф занимается нравственностью ислама и ставит своей целью избавление от низменных качеств и обретение прекрасной нравственности, он получил соответствующие этому определения. Вот некоторые из них:
Абу Мухаммад Джарири (ум. 311/923): “Тасаввуф – это усвоенние всех хороших нравственных качеств и избавление от плохих”.
Абу Бакр Каттани (ум. 322/933): “Тасаввуф – это нравственность. Тот, кто выше тебя по своей нравственности, выше по чистот те и духовной чистоте”.
Абу Мухаммад Муртаиш (ум. 328/939): “Тасаввуф – это прекрасная нравственность”.
Предметом тасаввуфа является “тахаллюк и тахаккук”. Так как “тахаллюк” означает “изучение нравственности ислама”, понятия тасаввуфа и нравственности пересекаются. При изучении понятий, принятых в тасаввуфе, мы увидим, что он включает в себя и поняттия нравственности, например, такие нравственные ценности, как терпение, благодарность, довольствование имеющимся. Известно, что нравственность является одной из тех величайших ценностей, достижение которых ставит своей целью ислам. К тому же, в Коранне говорится о нравственности Досточтимого Пророка (саллалаху алайхи васаллам): “и, поистине, ты — человек превосходного нрава” (ал-Калам, 4-аят). Также об этом говорится в хадисе: “Я был послан ни с какой другой целью, кроме как для завершения прекрасной нравственнности”. Когда у досточтимой Айши (радыйаллаху анха) спросили о нравственности нашего господина Пророка (саллалаху алайхи васаллам), она ответила: “Его нравственностью был Коран”. В книгах хадисов, книгах о его жизни и состояниях присутствуют отдельные главы, посвященные его прекрасной нравственности.
Из-за своего доброго нрава он не сердился за нанесенные лично ему обиды, не старался отомстить. Анас (радыйаллаху анху) вспоминал, что он в течение десяти лет служил Досточтимому Прорроку (саллалаху алайхи васаллам), и в течение всего этого временни Пророк (саллалаху алайхи васаллам) никогда не сердился на него и никогда не ругал по поводу какой-либо работы. Он был Прорроком милости. Поэтому, когда в день сражения при Ухуде была рассечена его благословенная щека, и его попросили совершить дуа, чтобы Аллах послал проклятие на врагов, он ответил: “Я не был послан, чтобы проклинать. Я был послан лишь для того, чтобы призывать, и послан как милость для миров” (Муслим).
Доктор Хасан Камиль Йылмаз,
из книги
«Тасаввуф и Тарикаты»