Некоторые суфии давали определение тасаввуфу, отражая в нем вверение себя Аллаху, тщательность в вопросах служения Аллаху, которые характерны для тасаввуфа. Можем привести несколько примеров:
Абу Мухаммад Рувейм (ум. 303/915): “Тасаввуф – это с помощью Аллаха посвящение своего нафса цели служения Господу”.
Абуль-Хусейн Музеййин (ум. 328/939): “Тасаввуф – это повиновение Аллаху”.
Абу Али Рузбари (ум. 322/933): “Тасаввуф – это ожидание человека коленопереклоненным у дверей Любимого, даже если его гонят прочь”.
Ибн Хафиф (ум. 331/942): “Тасаввуф – это преодоление пустынь и дорог, с терпением относясь к божественному предопределлению, с удовлетворением принимая все, данное Аллахом”.
Абу Сахль Сулуки: “Тасаввуф – это отказ от возражений”.
Ислам означает вверение себя Аллаху. Аят Куръана: “Я предался Господу миров” (ал-Бакара, 131-аят) и хадис: “Будь в Исламе и обрети спасение” (Бухари) говорят об этом. Потому что настоящее служение раба своему Господу связано с вверением себя Ему. “Аллах не желает, чтобы Его раб был рабом другого” (ал-Исра, 23-аят). И особенно ждет от человека, что он не станет “рабом своих чувств и желаний” (ал-Джасия, 23-аят). Повеление “служения Господу”, провозглашенное в Куръане, надо понимать именно таким образом. “Согласно тому, что вы читаете в Книге и чему учите других, будьте учеными рабами Всевышнего, внутреннее которых соответствует внешнему” (Али Имран, 79-аят). Ученый раб Всевышнего – это тот, чье знание приносит ему пользу, защищает его от вреда прелестей этого мира, от раздора, связанного с имуществом и детьми, желаний плоти. Противоположность ему – это ученый, чье знание не приносит ему пользы. Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва саллам) сообщает, что таковые будут испытывать в будущей жизни самые жестокие страдания.
Ислам запретил придуманное христианством монашество, совершенно отрывающее людей от мира, запрещающее даже женитьбу, осуждающее использование мирских благ, не позволяющее жить вместе с народом, но рекомендовал быть такими рабами Аллаха, о которых говорится в вышеприведенных аятах, быть человеком Аллаха.
Из книги
«Тасаввуф и Тарикаты»