Он Даритель ее всему живому. Посему только Он является несомненным обладателем совершенного, истинного понимания жизни. И никто более не смеет на это даже посягать. Глубокая, искренняя вера, конечно, приближает нас к ощущению идеала, заставляет человека стремиться к достойной, совершенной жизни. И это хорошо. Но не стоит даже посягать на большее, ибо сказано о людях и о Земле:
«Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сон», «Бакара», аят 255.
«Аллах – нет божества, кроме Него».
Аллах – Единственен, на свете только Сам Аллах достоин поклонения. То есть рабы должны жить, выполняя только повеления Аллаха, быть рабами только Ему Самому. Они должны повиноваться только Всевышнему Аллаху, поклоняться лишь Ему, подчиняться и бояться только Его Самого. Они должны жить только на основе шариата Аллаха, Его законов и правил, Его руководства.
«…Живого, Самосущего».
Жизнь единственного Аллаха представляет собой свойственное лишь Ему Самому особое житье, которое не дано из другого источника, подобно жизни рабов. Эта жизнь изначальна и вечна. У нее нет границы начала и нет границы конца. Жизнь Аллаха не похожа на жизни рабов ни в одном из ее проявлений.
Аллах является Самосущим – Каййумом. То есть Он – установившийся и существующий Сам по Себе, установивший всех других. Значение сифата Каййум заключается в том, что Аллах табарака ва таъала возглавляет все, стоит над всем сущим, а также причина всего того, что существует-стоит, есть Всевышний Аллах. Наряду с этим, существование-стояние Всевышнего Аллаха не похоже на существование других су-ществ и это существование постоянно и неизменно. Этот сифат (качество) достигает такой степени, что,
«Не овладевает Им ни дремота, ни сон».
То есть Он всегда бодр-бдителен, ни на секунду Его бдительность не ослабевает.
Куръан краткой фразой полностью описывает качества всего живого во вселенной и Аллаха:
«Каждый, кто на ней (на земле) – преходящий-исчезающий. И останется только лик твоего Господа, Обладателя Величия и Почести», «Рахман», аяты 26–27.
Эти два аята отражают великую жизненную истину – ни одно живое существо не остается на земле вечно. Человек бессилен перед этой истиной. Он беспомощен. Люди приходят и уходят по очереди. Поэтому нужно стремиться к поклонению Аллаху, не цепляясь к преходящему миру, не предаваясь бренным благам в нем.
Именно об абсолютном совершенстве Аллаха и Его знания, об отличии Его качеств от людских качеств говорят многие положения Куръана.