Наше трудное время предлагает обществу два пути: либо продолжать враждовать и держаться за старые стереотипы, либо учиться жить в мире. В мире, где все взаимосвязано, устойчивая гармония невозможна без новых моделей мирного взаимодействия.
Жизнь Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам дает нам множество таких моделей, которые мы можем применить в нынешних условиях.
Как все его предшественники, Пророк саллаллаху алайхи васаллам демонстрировал исключительное милосердие и всепрощение в обращении с людьми. Умение жалеть и прощать было в нем настолько велико, что даже заклятые враги могли найти прибежище под крылом его сострадания.
После того как он начал призывать свой народ к вере, все тринадцать лет его мирной проповеди в Мекке сопровождались для него всевозможными мучениями и тяжкими испытаниями. После многочисленных прискорбных инцидентов ему пришлось покинуть этот город и переселиться в Медину. После этого большинство людей на его месте объявили бы жителей Мекки врагами и чужаками.
Однако Пророк саллаллаху алайхи васаллам не хотел вражды. Он всегда был гуманен к людям, хотя они порой и устраивали ему опасные козни. Он никогда не отказывался протянуть руку помощи, проявить добросердечие и сочувствие. Даже во время жестокой войны он молил своего Господа за тех, кто ранил ему лицо, сломал зуб или разбил шлем, как в битвах при Ухуде и Бадре.
Он не только не позволял своим последователям отвечать бессердечием на жестокость противника, но никогда не допускал проклятий в адрес врага, даже тогда, когда враг проявлял невероятную безжалостность, как это было во время битвы при Ухуде, когда тела почти семидесяти его дорогих ему людей были изрублены мечами до неузнаваемости. Его противники жаждали крови и войны, а он никогда не обагрил кровью свой меч, не убил ни одного человека. Потому что он был ни чем иным, как воплощением любви и сострадания к миру.
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам никогда не разрывал свои связи с людьми, ни к одному человеку не проявил предвзятости. Его дверь всегда была открыта для всех людей: он не хотел никого обидеть или ранить чью-то гордость. Хотя его заклятые враги готовы были убить его при любой возможности, он был дружелюбен с каждым, понимая, что каждый может измениться. Он знал, что человек порядочен по своей сути, и считал, что самым правильным будет разбудить в человеке эту божественную суть. И он не упускал случая, чтобы так и делать несмотря на то, что вокруг него плелись интриги и подстраивались провокации.
Благая весть
К каждому своему оппоненту Пророк саллаллаху алайхи васаллам относился с исключительным вниманием и предпринимал стратегические шаги для того, чтобы завоевать не его, а его сердце.
Сразу после «битвы у рва» Пророку был явлен аят, которых нес благую весть о грядущем мире:
«Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах – Всемогущий. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сура Мумтахана, 7).
Оказывается, они буквально были на пороге мира. Получив эту радостную весть, Пророк немедленно стал действовать. Он попросил руки дочери Абу Суфьяна, который на тот момент был политическим лидером мекканцев.
Установить с противником узы родства было оправданным шагом, необходимым, чтобы прекратить вражду. Дочь Абу Суфьяна Умм Хабиба была из мусульман, которые бежали от гонений из Мекки в Эфиопию. Там у нее умер муж, и она осталась одна с ребенком безо всякой защиты и помощи.
Беря Умм Хабибу в жены, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не только спасал мусульманку от нужды и отчаяния, не только удостаивал ее чести, но и устанавливал связь с Абу Суфьяном, что иным способом было невозможно сделать. Этот брак вскоре был заключен, после чего ситуация резко переменилась. Абу Суфьян, который раньше был одним из самых непримиримых противников Пророка, теперь спокойно приходил в дом Пророка в гости к своей дочери Умм Хабибе.
Теперь Абу Суфьян мог больше узнать об исламе, и вскоре понял, что мусульмане – вовсе не те, за кого он их принимал. Очень скоро в отношении Абу Суфьяна стали наблюдаться изменения. Он стал более сдержан, более осторожен, и более искренен в попытках диалога.
Несмотря на то, что знатные мекканцы Халид ибн Валид, Сафван ибн Умайа, Сухаил ибн Амр и Икрима ибн Джахл добивались от Абу Суфьяна решительных мер против верующих, он не поддавался на их агрессивное давление, потому что понимал, что они неверные, а не те, кто на стороне Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Заключение мира
Даже в самой сложной ситуации Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам не сдавался. Несмотря на все провокации злопыхателей и возражения соплеменников, он заключил со своим неприятелем мирный договор. Резкая перемена в Абу Суфьяне позволяла надеяться, что нечто подобное может произойти и с другими. Пророк пользовался любой представившейся возможностью, чтобы сблизиться с каждым из них. После его переселения в Медину, экономические и социальные условия в Медине становились все хуже и хуже. Мекканцы страдали от засухи, голода и нищеты.
Конечно же, Пророк Мухаммад не мог остаться равнодушным к их плачевному положению. Он послал им еду и другие нужные вещи, он буквально осыпал их щедрыми дарами, которые везли в Мекку сотни верблюдов. Но, к сожалению, Мекка отвергла их. Тогда он направил свою щедрость только на Абу Суфьяна. Получив дары Пророка, Абу Суфьян роздал их бедным и нуждающимся.
В те дни Пророк саллаллаху алайхи васаллам содействовал свободной торговле мусульман с другими общинами, в частности с мекканцами. Он знал, что коммерческие отношения – прекрасная возможность наладить связи. Поэтому мусульмане нашли много новых способов поддерживать мирные отношения. К сожалению, все попытки Посланника Аллаха заключить мир либо отвергались, либо были встречены жестокостью мекканцев. Однажды они атаковали мусульманское племя близ Медины под покровом тьмы и убили 23 мусульманина. Совершив это преступление, мекканцы также нарушили мирный договор, заключенный в Худайбийе.
После этого жестокого нападения Пророк саллаллаху алайхи васаллам не стал мстить, а направил в Мекку посланников, предложив им различные варианты мирного решения проблемы: он предложил им заплатить за пролитую кровь и разорвать отношения с воинствующими племенами, участвовавшими в этом преступлении. Если бы они не пошли на эти условия, мирный договор был бы нарушен, что означало бы объявление войны. Мекканцы отказались от его дружественного предложения. Пророку ничего не оставалось, кроме как выступить на Мекку. Понимая, что они не смогут сопротивляться, некоторые знатные мекканцы в панике бежали в отдаленные города в арабской Сахаре. Но Посланник велел догнать каждого из них.
Супруга Икримы, Умм Хаким, отправилась за мужем в Йемен. Она отважилась на все тяготы пути, чтобы найти своего мужа, еще одного непримиримого врага Пророка и сына Абу Джахля, чтобы отдать его на милость Пророка.
Умайр ибн Вахб, которого Сафван ибн Умайа когда-то нанял, чтобы убить Пророка саллаллаху алайхи васаллам дважды отправлялся на поиски Сафвана, он настиг его в Джидде по дороге в Эфиопию, и убедил вернуться в Мекку. Сухаила ибн Амра вернул Абдулла, его собственный сын, которого он годами подвергал мучениям. Он писал Вахши, убившему дядю Пророка, Хамзу, письмо за письмом, и предложил Хинд, нанявшую Вахши для этого убийства, о примирении и прощении. Пророк звал их всех домой, обещал простить все их прежние оскорбления и гарантировал неприкосновенность. Так, благодаря усилиям Пророка и его милосердию Мекка стала землей мира и спокойствия.
Невероятная способность Пророка саллаллаху алайхи васаллам к всепрощению является примером того, как отвечать на зло. Его пример говорит нам о возможности изменить свою личность так, чтобы укрощать в себе желание мести и ненависть и строить общество в сострадании и любви.