Иерусалим занимает исключительно важное место в системе ценностей Ислама. С этим согласны мусульмане всех религиозных общин, учений и направлений. Таково полное единодушие уммы на всем пространстве ее обитания. И неудивительно, что мусульмане считают для себя обязательным защищать Иерусалим. Они ревностно относятся к этому городу,
оберегают его и его многочисленные святыни, жертвуют собой и имуществом во имя защиты и охраны его от агрессивных происков неприятелей. Мусульмане – арабы и палестинцы – разошлись в своих подходах к проблеме мира с «Израилем». Возможно ли такое с инородным образованием, бесцеремонно и нагло расположившимся в самом центре исламского мира? Споры продолжаются и сегодня.
Однако никогда не было расхождения во мнении относительно арабского происхождения Иерусалима, мусульманского характера этого города, необходимости сохранения его и в будущем как арабо-исламского образования. Они также едины в мнении коллективно оказывать сопротивление попыткам «Израиля» сионизировать этот город, изменить его внешний облик, историческую самобытность, уничтожить все проявления арабизма, исламской сущности и Христианства.
Иерусалиму присуща предопределенная судьбой исламская святость. В восприятии мусульман и в их сознании он является первой киблой (т. е. стороной, куда мусульманин обращается лицом во время молитвы) и местом, где завершилось Ночное путешествие Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки, а затем из этого же города произошло и его Вознесение ко Всевышнему.
Иерусалим является также третьим по значению городом в Исламе, местом пророчества и благословения, укрепления духовных уз, а также территорией, на которой осуществлялся джихад.
Иерусалим, как я уже сказал, – первая кибла для мусульман до перевода ее в сторону Каабы в Высокочтимой Мекке. Иерусалим – место, где совершались пророчества тех, кому верили все мусульмане, и кому они исповедовались. Это также место, которое явилось свидетелем одного из величайших чудес Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует).
Иерусалим является третьим славным городом в Исламе. Первым таким городом является Высокочтимая Мекка, которую Аллах почтил и возвысил Мекканской Мечетью. Второй – город Фивы, или Пресветлая Медина, которую Аллах почтил и возвысил Мечетью Пророка; в ней находится могила Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) А третьим городом по святости в Исламе является Иерусалим, или Бейт аль-Макдис, который Аллах почтил и возвысил Мечетью Аль-Акса, на нее Он призвал благословение.
И свидетельствует хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласованный между рассказчиками Абу Хурейрой и Абу Саидом аль-Хадари, который сказал: «Путешественники отправляются лишь в три мечети: Мекканскую Мечеть, Мечеть Аль-Акса и в мою Мечеть».
Мусульманин не может отправиться в путь в качестве путешественника в том смысле, что он решил совершить поездку для молитвы в какой бы то ни было мечети. Это подобает делать только в отношении этих трех храмов. Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) со строгой и исчерпывающей формулировкой, подчеркивают, что никакая иная мечеть не может быть сравнима с упомянутыми выше тремя.
В Коране также подчеркивается значение Мечети Аль-Акса в Иерусалиме как небесного дара. Она возникла еще до строительства Мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и за многие годы до хиджры – ухода из Мекки в Медину. Затем появились пророческие хадисы, подтверждающие слова Аллаха, заключенные в Коране.
Один из подобных хадисов был упомянут выше, а другой гласит: «Поистине, молитва в Мечети Аль-Акса по своей значимости равняется пятиста молитвам, совершенным в любой другой мечети за исключением Мекканской Мечети и Мечети Пророка». В качестве примера можно привести еще один хадис со слов Абу Зарра, который рассказал о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда его спросили, какая из мечетей была построена прежде других, ответил: «Мекканская мечеть». Затем его спросили: а какая следующая мечеть была построена? И он ответил: «Мечеть Аль-Акса».
Ислам, признавая Мечеть Аль-Акса в качестве третьего величайшего храма в своей истории и прибавляя Иерусалим к двум прославленным исламским городам, тем самым хотел утвердить один из своих наиважнейших принципов, который заключается в том, что эта религия появилась для того, чтобы строить, а не ломать, и чтобы созидать, а не разрушать. Иерусалим стал территорией, где реализовывались пророчества и предсказания.