Аллах предписал пост в один из месяцев лунного календаря по следующим причинам:
1. Потому что все время исчисления мусульман происходит по лунному календарю, как например, исчисление при выплате заката, совершении хаджа, исчисление послеразводового срока женщины и т.д. Аллах Всевышний говорит: "Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа". (Сура Бакара, аят 189).
2. Так как использование лунного исчисления есть естественное, природное явление на которое указывает естественный процесс — смена лунного месяца.
3. Так как лунный месяц перемещается между сезонами года, попадая иногда зимой, а иногда летом, а также осенью и весной. Поэтому пост приходиться иногда на холодные дни, а иногда на знойную жару, а иногда протекает при умеренной погоде. Также дни поста иногда становятся длинными, а иногда короткими, а временами бывают средней протяженности. Таким образом, у мусульманина есть возможность соблюдать пост, как в холод, так и в жару, как в длинные так и в короткие дни. В этом проявляется гармония с одной стороны, а также проверка мусульманина на поклонение своему Господу и исполнение Его обязанностей в любое время и в любом состоянии.
Месяц — 29 или 30 дней
Лунный месяц не бывает мене 29 и более 30 дней. Это закреплено как текстами шариата, так и подтверждается реальной действительностью.
В достоверном хадисе передается, что месяц бывает 29, а бывает 30 дней, и что это пояснил Пророксаллаллаху алайхи васаллам словами и указаниями (хадис ибн Умара. Бухари и Муслим).
Вне зависимости от того, был ли месяц 29 или 30 дней, награда постящемуся, молящемуся и совершающему добрые дела у Аллаха едина. Таков смысл хадиса переданного Бухари и Муслимом: "Два месяца, которые не бывают ограниченными, месяц праздника Рамадан и Зул Хиджа". Пророк саллаллаху алайхи васаллам выделили эти два месяца из–за двух великих обязанностей, которые есть в них, первый — месяц поста, а второй — месяц хаджа.
Ибн Масуд говорил: "Мы постились с Пророком саллаллаху алайхи васаллам двадцать девять дней чаще, чем постились тридцать" (Абу Дауд, Тирмизи, Ахмад).
Как определяется начало месяца?
Раз Аллах предписал пост в месяц Рамадан — а это лунный месяц — то необходимо, чтобы начало этого месяца определялось появлением луны на небе. Луна — это осязаемый признак начала месяца и об этом говорит Коран: "Они спрашивают тебя о новолуниях.
Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа". (Сура 2, аят 189). Также конец месяца определяется появлением луны месяца Шавваль.
Каковы способы определения появления нового месяца?
Посланник АЛЛАХА, мир ему, предписал естественный способ, облегченный для уммы, доступный для всех людей, в котором нет неясности и сложности. К тому же, умма в то время была неграмотной, не умеющей писать и считать, поэтому этим способом было избрано видение новой луны глазами.
От Абу Хурайры передается, что посланник АЛЛАХА, мир ему, сказал: "Поститесь увидев его (т.е. месяц) и отпускайте пост увидев его, а если он будет скрыт от вас, то дополняйте количество дней Шаъбана до тридцати". (Бухари и Муслим).
От ибн Умара передается, что посланник АЛЛАХА, мир ему, упомянул Рамадан и сказал: "Не поститесь, пока не увидите полумесяц, и не отпускайте пост, пока не увидите его, а если он будет скрыт от вас, то вычисляйте его". (Бухари и Муслим).
Это было милостью для общины мусульман, на которую АЛЛАХ не возложил обязанность вычислять, в то время как она не умеет этого и не знает. Если бы АЛЛАХ возложил это на нее, то она последовала бы путем предыдущих общин из Обладателей Писания и других, которые не соблюдали свою религию. АЛЛАХ знает лучше.
Ю. Карадави www.qaradawi.net