По возрасту жених и невеста должны быть близки друг другу. Другими словами, нежелательно выдавать девушку замуж за того, кто намного старше ее, например за ровесника ее отца или деда. Дело в том, что в основе счастливого брака лежат симпатия и любовь между супругами, и одной из причин создания такой основы в наше время является именно близость супругов по возрасту.
Кто-то может сказать, что такие браки разрешены шариатом, поскольку Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) взял в жены Аишу, да будет доволен ею Аллах, когда ей было 9 лет. Кроме того, как известно, некоторые люди из числа наших праведных предшественников женились на женщинах, которые были гораздо моложе их.
На это я отвечу, что такие браки действительно не противоречат шариату и разрешаются им, однако в наше время они не соответствуют общепринятым нормам поведения и поэтому практикуются редко. С течением времени эти нормы меняются и оказывают серьезное воздействие на жизнь людей вообще, но в особенности – на ее социальные аспекты.
Однако при жизни Пророка (саллаллаху алайхи васаллам), браки такого рода, были широко распространены, в силу чего девушки не испытывали никакой неловкости, выходя замуж за мужчин, которые по возрасту годились им в отцы или деды.
Могут сказать также, что мы должны руководствоваться шариатом, а не общепринятыми нормами поведения.
Па это я отвечу, что шариат, несомненно, имеет приоритет над любыми общепринятыми нормами. Однако безусловно руководствоваться установлениями шариата следует лишь тогда, когда дело касается возлагаемых шариатом на людей обязанностей, но не дозволенных (мубах) действий, тогда как женитьба пожилого мужчины на молодой девушке относится к числу дозволенных действий, но не обязанностей.
Кроме того, при жизни Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, мусульманское общество являлось лучшим из обществ, которые только знало человечество за всю свою историю. Люди, которые были его членами, составляли лучшую религиозную общину и лучше всех относились друг к другу, и поэтому брак пожилого мужчины с молодой девушкой не мог иметь пагубных последствий ни для семьи, ни для общества в силу чистоты этого общества. К великому сожалению, в наше время положение дел претерпело значительные изменения, и если говорить о чистоте, неуклонном выполнении установлений шариата и соблюдении религиозных нравственных норм, то следует признать, что современные мусульманские общества не только не напоминают собой общество первоначальное, но и далеки от него как небо от земли.
Ввиду этого брак пожилого мужчины с молодой девушкой, которая является ровесницей его детей, может принести много вреда и такой семье, и обществу в целом. И в самом деле, как будет вести себя двадцатилетняя жена, муж которой старше ее на 30 или 40 лет, когда у нее имеется телевизор, телефон, радиоприемник, магнитофон и множество журналов, где пишут о всевозможных соблазнительных вещах? Какие поступки может совершить молодая женщина, окна дома которой смотрят на окна соседей? И чего можно ожидать, когда в одном доме с молодой женщиной, подвергающейся воздействию всевозможных соблазнов, живет такой же молодой и полный сил сын се мужа, если сразу после сна, еще не переодевшись в обычную одежду, они могут видеть друг друга, особенно с учетом слабости веры и недостатка убежденности наших современников? Разве такое могло быть при жизни сподвижников, да будет доволен ими Аллах?
Ислам является вечной религией Аллаха, предназначенной для любого времени и места. В этой религии сформулированы общие принципы или же основоположения фикха, призванные обеспечивать удовлетворение потребностей людей в любое время и в любом месте. В пример можно привести основоположения, согласно которым «(следует) исключать (возможности возникновения) предлогов (для совершения запретного)», «предотвращению пагубного отдается предпочтение перед получением выгоды», «решения по правовым вопросам могут изменяться в случае (возникновения) изменений (с течением) времени», «обычаем (можно) руководствоваться как правовой нормой», а также множество других основоположений фикха. Вот почему факихи указывали, что мусульманин не должен выдавать замуж свою молодую дочь ни за старца, ни за уродливого человека, но ему следует выдать ее замуж за того, кто ей равен. Это значит, что если к девушке посватается равный ей мужчина, каковым можно считать любого богобоязненного мусульманина, то отцу не следует затягивать решение этого вопроса.
Еще раз обращаю внимание читателя на то, что я не утверждаю, будто по шариату пожилому мужчине нельзя жениться на молодой. Нет, я говорю только, что ныне заключать подобные браки не принято, а опекуну девушки следует не забывать о страхе перед Аллахом и выбрать для нее подходящего мужа.
Из книги
“Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”