Следующий вид совершения хаджа - это таматтуъ.
Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«У него спросили о хадже таматтуъ. Тогда он сказал:
«Мухаджиры, ансары и пречистые супруги Пророка саллалаху алайхи васаллам вознамерились в прощальном хадже и произнесли талбию. Когда мы прибыли в Мекку, Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам сказал:
«Сделайте свою талбию, произнесенную вами на хадж, умрой, кроме тех, кто повесил отметину (на живность, предназначенную для пожертвования)».
Затем мы совершили таваф байта, совершили саъй между Сафой и Марвой, сошлись с женщинами и надели одежды. Он (Посланник саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Кто повесил отметины (на предназначенную для закалывания живность), поистине, не дозволены ему «…пока не достигнут жертвенные животные места заклания» (Сура Бакара, аят 196).
Затем велел нам в вечером (дня) Тарвии (Посланник саллалаху алайхи васаллам) произносить талбию с намерением на хадж. Когда мы придем, освободившись от своих манасиков и совершим таваф Байта и (саъй между) Сафой и Марвой, потом завершится наш хадж. И (останется) на нас живность (для жертвоприношения), как сказал Всевышний Аллах:
“...То, что доступно из жертвенных животных. Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и семь, когда вы возвратились...” в свои города.
Достаточно (одной) овцы. Совместили два нусука (поклонения) в году: хадж и умру. Поистине, Аллах ниспослал это в Своей книге, а Его Пророк сделал это сунной и сделал мубахом (разрешенным) для нежителей Мекки. Всевышний Аллах сказал: «Это для тех, чья семья не была постоянно проживающими в Заповедной мечети».
Передали трое.
Пояснение: Из этого предания вытекает, что человек, вознамерившийся совершить хадж, в случае, если он не пригнал жертвенную живность, может обратить свое намерение из хаджа в умру, выйти из ихрама и совершить таматтуъ. Теперь при наступлени дня тарвия он сделает новое намерение на хадж и завязывает ихрам.
Таматтуъ – это совершение в период хаджа сначала умру, а затем хаджа. Люди джахилии (времен невежества) считали совершение умры в дни хаджа самым порочнейшим делом. Вопреки им в Исламе это было поощрено и рекомендовано. Всевышний Аллах ниспослал об этом такой аят:
“А тот, кто насладился умрой до хаджа - то, что доступно из жертвенных животных”.
Это означает, что если нет к этому препятствий, если враг не преграждает ваш путь, а поклонение исполняется сполна в мире и спокойствии, если вы после умры, выйдя из ихрама, наслаждаетесь всеми мирскими благами как в обычное время, то вам следует совершить жертвоприношение из животных, доступных вам. Это обстоятельство называется в шариате «таматтуъ», что в переводе означает «воспользование», «наслаждение», «блаженство». В таком случае человек, намерившийся совершить хадж, при завязывании ихрама намеревается сначала на умру.
По прибытии в Благословенную Мекку, после тавафа Байтуллаха и совершения саъйа между Сафой и Марвой, он выходит их ихрама. До наступления времени хаджа он может наслаждаться всеми благами, запретными для ихрама.
В восьмой день месяца Зул-хиджжа, при наступлении времени хаджа, этот человек намеревается на хадж, завязывает ихрам и начинает совершать поклонения хаджа. В благодарность того, что за одно паломничество совершил два поклонения, а в период между умрой и хаджем наслаждался запретными для ихрама удовольствиями, он совершает жертвоприношение, которое он может себе позволить.
“...Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и семь, когда вы возвратились - те десять полных”
Итак, если у человека, кто совершает таматтуъ, нет живности для пожертвования, если он беден, то он может поститься в течение трех дней в период хаджа – в срок с момента завязывания ихрама для умры до дня Ийдул Адха.
Улемы говорили, что этот пост лучше держать в течение трех дней до дня арафа. После возвращения из хаджа человек постится еще семь дней у себя на родине, что составляет всего десять дней.
«Это для тех, чья семья не была постоянно проживающими в Заповедной мечети».
Значит, совершение таматтуъ и связанных с ним деяний велено не всем. Например, нельзя совершать таматтуъ живущим на территории Заповедной мечети.
* * *
Передаётся от Абу Джамры аз-Зубаъи радияллаху анху:
«Я совершил таматтуъ. Люди запретили меня от этого. Я спросил у Ибн Аббаса. Тот повелел мне совершить это (таматтуъ). Затем я пошел к Байту и заснул. Во сне ко мне подошел кто-то и сказал: «Принятая умра, хадж мабрур!».
Я пошел к Ибн Аббасу и сообщил ему о том, что я увидел. Он сказал: «Аллах велик! Аллах велик! (Это) сунна Абулкасыма саллалаху алайхи васаллам!».
Передали Муслим и Бухари. Последний добавил:
«Ибн Аббас сказал мне: «Побудь при мне. Сделаю тебе долю из моего имущества». Я сказал: «Почему?» Он сказал: «За сон, который ты увидел».
Пояснение: Здесь говорится о том, что ко сну правоверного раба божьего подтвердила фетву Ибн Аббаса радияллаху анху.
Этот случай, который передал Абу Джамра аз-Зубаъи радияллаху анху, произошел, когда Абдуллах ибн Зубайр радияллаху анху правил Благословенной Меккой. В те времена некоторые люди распространили весть о том, что будто бы нельзя вознамериться на таматтуъ. Сторонники этого мнения призывали всех, кто вознамерился на таматтуъ, не совершать его. Они предостерегли и Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху от таматтуъ. Тогда он спросил об этом у Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, который лучше всех разбирался в этих вопросах. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху велел ему совершить таматтуъ.
Затем это подтвердилось и во сне. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху очень обрадовался этому сновидению, ибо это было опровержением распространителям неверных слухов. Поэтому Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху даже хотел вознаградить Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху, которому приснился такой благой сон.
* * *
Передаётся от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Аят о таматтуъ ниспослан в Книге Аллаха. Мы последовали ему вместе с Посланником Аллаха саллалаху алайхи васаллам. Не запретил его Куръан, не запретил его и он (саллалаху алайхи васаллам) до кончины».
Передали два шейха.
Пояснение: В этих хадисах и аятах отдельно подчеркивается, что в шариате дозволено совершать таматтуъ. В то же время даётся жесткий отпор тем, кто утверждает, что нельзя совершать таматтуъ.
Слава Аллаху, и по сей день любой мусульманин при желании совершает хадж с намерением таматтуъ.