Здесь следует отметить, что заключение брака после помолвки не является обязательным ни для жениха, ни для невесты. Это значит, что каждый из них имеет право расторгнуть помолвку, если сочтет это полезным для себя. Находятся мужчины, которые пользуются этим. Сначала они уединяются с невестой и вступают с ней в супружеские отношения, а потом отказываются от помолвки под тем предлогом, что им не нравится характер невесты и они не нашли друг с другом общий язык. Именно поэтому Ислам и запрещает мужчине оставаться наедине с женщиной, даже если она сосватана за него. Указанием на необязательность заключения брака в подобных случаях служит хадис, передаваемый со слов Ибн Умара (радияллаху анху), который сказал: «Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) запретил вам перебивать торговлю друг другу и свататься к той (женщине), к которой уже посватался его брат, пока посватавшийся раньше не откажется (от сватовства) или не позволит ему свататься». Из этого ясно, что жених вправе отказаться от сватовства, но так же может поступить и невеста, поскольку в данном случае они пользуются равными правами. Это значит, что женщина, как и мужчина, может подумать о том, будет ли соответствовать ее интересам заключение такого брака, и если она или ее опекун решит, что помолвку лучше расторгнуть, она имеет право поступить так. Вместе с тем беспричинное расторжение помолвки достойно порицания, поскольку это связано с нарушением обещания.
Из книги
“Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”