Зачинщики разногласий и безмазхабники отрицают общинную (соборную) мольбу после намаза. Совершивших такое действие они обвиняют в допущении ошибки. Летом 1430 года хиджры (2009 г.) представители безмазхабников в нашей стране стали расхаживать с двумя листами полученного по факсу текста на арабском языке и говорили людям о том, что на этих листовках изложено, что вознесение ими молитвы в составе общины является бидъой и ошибкой. На листовках были приведены слова двух недавно умерших человек о том, что «общинная мольба, совершенная после намаза» станет бидъой в силу отсутствия (не участия) Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Спустя несколько дней после того, как мы узнали об этих листовках, до нас дошли сведения о том, что безмазхабники распространяют точно такие же высказывания и в других странах, даже в США. Конечно, это не было новостью. Безмазхабники поднимали этот вопрос и раньше. Таковы их повадки. Они часто провоцируют возобновление разногласий, которые они сами же и породили.
Люди часто задают вопросы о дозволенности общинной мольбы, когда после намаза имам сидит лицом к общине и от ее имени произносит молитвенные зикры[1], члены же общины, присоединяясь к его мольбе, поднимают руки и произносят слово «аминь» после каждой вознесенной имамом мольбы. Раньше никто не задавал вопросов по этому поводу. Но в силу разных причин в последнее время такие вопросы участились.
В действительности этот вопрос давно уже решен: мухаддисы в своих книгах передали хадисы относительно этого вопроса и факихи досконально проанализировали их и вывели соответствующие решения (положения) по ним.
Тем не менее, некоторые люди вновь поднимают эти вопросы, становясь причиной растерянности. На самом же деле они просто ворошат старое.
Что ж, пока будут существовать отрицающие то, о чем не знают сами, волей-неволей нам каждый раз придется хлопотать об этом. Поэтому мы посчитали необходимым дать краткое пояснение читателям.
Прежде всего нужно отметить, что некоторые улемы написали об этом вопросе отдельные трактаты.
Например, можно упомянуть книгу Махдума Мухаммада Хашима ат-Тантави ас-Синди «Мухтасарут тухфатул маргуба фии афдалиятид дуаи баъдал мактуба» («Желанный дар о преимущественных достоинствах мольбы после намазов-фард (в сокращении)»).
В этой книге автор приводит множество хадисов о вознесении после фард-намазов молитвы с поднятыми руками, общинной молитвы и произнесении после каждой фразы слова «аминь».
Ограничимся одной лишь цитатой, весьма необходимой для нас:
«Если скажут: «Шейх Абдул Хакк Дехлави в своем комментарии к «ас-Сиратул мустакиим» говорил: «Ставшее обычаем в странах арабов и аджамов (не арабов) вознесение мольбы имамом в сборе с общиной после таслима в намазе и произнесение общиной слов «аминь» с каждой молитвенной фразой имама, не являются из числа наставлений Пророка саллаллаху алайхи васаллам – об этом нет ни одного хадиса и это является бидъой, считающейся мустахабом», то каков будет ответ на это (утверждение)?», мы скажем, что ответ на него таков:
Автор «Мифтахус солат», выдающийся ученый Фатх Мухаммад ибн Шейх Ийса аш-Шитари в своей книге под названием «Футухул аврад» сказал:
«Безусловно, шейх Абдул Хакк назвал это дело бидъой, ибо в шести книгах достоверных хадисов и в других трудах он не видел хадисов о возносимых после намазов молитвах.
Если шейх Абдул Хакк хотел сказать, что мольба после намаза исконно является бидъой, то он, без сомнений, не прав. Ибо все предания о молитвах после фард-намазов, которые мы привели в своей книге, отрицают это.
Если же шейх Абдул Хакк под бидъой подразумевал молитву имама с поднятыми руками и произнесение членами общины слов «аминь, аминь» (после каждой фразы имама), то и это его утверждение неверно. Потому что поднятие рук в молитве – это сунна, протирание лица руками в конце молитвы также является сунной в молитве, повторные произнесения слова «аминь» присутствующей общиной также относятся к сунне молитвы.
Если все перечисленные действия относятся к мустахаб сунне (рекомендуемой сунне), то как же быть бидъой тем действиям, которые состоят из деяний сунна?! Называть это бидъой совершенно неправильно».
Затем автор приводит десятки хадисов в качестве доказательств по каждому из упомянутых трех деяний сунны.
Передается от Каъба ибн Уджры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Не отчаиваются произносящие или делающие следующие [молитвенные зикры] за каждым предписанным намазом – тридцать три тасбиха[2], тридцать три тахмида[3] и тридцать четыре такбира[4]».
Передали Муслим и Тирмизи.
Деяние, отмеченное в этом хадисе – произнесение после каждого предписанного (фард) намаза тридцать три раза «Субханаллахи», тридцать три раза «Алхамдулиллахи», тридцать четыре раза «Аллаху Акбар» – внедрилось в практику в гармонии с зикрами, о которых упоминается в нижеследующих передачах хадисов.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто после каждого намаза произнесет тасбих Аллаху тридцать три раза, произнесет тахмид Аллаху тридцать три раза, произнесет такбир Аллаху тридцать три раза – это девяносто девять – и доведет до ста, произнеся «Лаа илааха иллаллааху вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува ъалаа кулли шайъин кодир» – будут прощены его ошибки [грехи], даже если их будет [много] подобно морской пене».
Передал Муслим.
[1]Зикр – поминание Аллаха, а также молитвенные слова поминания Аллаха.
[2] Тасбих () – поминать Аллаха пречистым, произносить Субханаллахи. (Субханаллахи – досл. «Поминаю Аллаха пречистым». «Быть пречистым» подразумевает абсолютную чистоту Аллаха от всех пороков и изъянов, и в первую очередь, чистоту от имения Себе равных в смысле объекта поклонений. Тасбих сначала утверждается в сердце человека, а потом передается на уста. Повторять фразу «Субханаллахи» и есть совершать тасбих).
[3] Тахмид – произнесение «Алхамдулиллахи» («Хвала Аллаху»).
[4] Такбир – произнесение «Аллаху Акбар» («Аллах Превелик»).
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.