1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Вознесение соборной молитвы после намаза

10:00 / 24.07.2020 1914 Режим чтения + -

Зачинщики разногласий и безмазхабники отрицают общинную (соборную) мольбу после намаза. Совершивших такое действие они обвиняют в допущении ошибки. Летом 1430 года хиджры (2009 г.) представители безмазхабников в нашей стране стали расхаживать с двумя листами полученного по факсу текста на арабском языке и говорили людям о том, что на этих листовках изложено, что вознесение ими молитвы в составе общины является бидъой и ошибкой. На листовках были приведены слова двух недавно умерших человек о том, что «общинная мольба, совершенная после намаза» станет бидъой в силу отсутствия (не участия) Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Спустя несколько дней после того, как мы узнали об этих листовках, до нас дошли сведения о том, что безмазхабники распространяют точно такие же высказывания и в других странах, даже в США. Конечно, это не было новостью. Безмазхабники поднимали этот вопрос и раньше. Таковы их повадки. Они часто провоцируют возобновление разногласий, которые они сами же и породили.

Люди часто задают вопросы о дозволенности общинной мольбы, когда после намаза имам сидит лицом к общине и от ее имени произносит молитвенные зикры[1], члены же общины, присоединяясь к его мольбе, поднимают руки и произносят слово «аминь» после каждой вознесенной имамом мольбы. Раньше никто не задавал вопросов по этому поводу. Но в силу разных причин в последнее время такие вопросы участились.

В действительности этот вопрос давно уже решен: мухаддисы в своих книгах передали хадисы относительно этого вопроса и факихи досконально проанализировали их и вывели соответствующие решения (положения) по ним.

Тем не менее, некоторые люди вновь поднимают эти вопросы, становясь причиной растерянности. На самом же деле они просто ворошат старое.

Что ж, пока будут существовать отрицающие то, о чем не знают сами, волей-неволей нам каждый раз придется хлопотать об этом. Поэтому мы посчитали необходимым дать краткое пояснение читателям.

Прежде всего нужно отметить, что некоторые улемы написали об этом вопросе отдельные трактаты.

Например, можно упомянуть книгу Махдума Мухаммада Хашима ат-Тантави ас-Синди «Мухтасарут тухфатул маргуба фии афдалиятид дуаи баъдал мактуба» («Желанный дар о преимущественных достоинствах мольбы после намазов-фард (в сокращении)»).

В этой книге автор приводит множество хадисов о вознесении после фард-намазов молитвы с поднятыми руками, общинной молитвы и произнесении после каждой фразы слова «аминь».

Ограничимся одной лишь цитатой, весьма необходимой для нас:

«Если скажут: «Шейх Абдул Хакк Дехлави в своем комментарии к «ас-Сиратул мустакиим» говорил: «Ставшее обычаем в странах арабов и аджамов (не арабов) вознесение мольбы имамом в сборе с общиной после таслима в намазе и произнесение общиной слов «аминь» с каждой молитвенной фразой имама, не являются из числа наставлений Пророка саллаллаху алайхи васаллам – об этом нет ни одного хадиса и это является бидъой, считающейся мустахабом», то каков будет ответ на это (утверждение)?», мы скажем, что ответ на него таков:

Автор «Мифтахус солат», выдающийся ученый Фатх Мухаммад ибн Шейх Ийса аш-Шитари в своей книге под названием «Футухул аврад» сказал:

«Безусловно, шейх Абдул Хакк назвал это дело бидъой, ибо в шести книгах достоверных хадисов и в других трудах он не видел хадисов о возносимых после намазов молитвах.

Если шейх Абдул Хакк хотел сказать, что мольба после намаза исконно является бидъой, то он, без сомнений, не прав. Ибо все предания о молитвах после фард-намазов, которые мы привели в своей книге, отрицают это.

Если же шейх Абдул Хакк под бидъой подразумевал молитву имама с поднятыми руками и произнесение членами общины слов «аминь, аминь» (после каждой фразы имама), то и это его утверждение неверно. Потому что поднятие рук в молитве – это сунна, протирание лица руками в конце молитвы также является сунной в молитве, повторные произнесения слова «аминь» присутствующей общиной также относятся к сунне молитвы.

Если все перечисленные действия относятся к мустахаб сунне (рекомендуемой сунне), то как же быть бидъой тем действиям, которые состоят из деяний сунна?! Называть это бидъой совершенно неправильно».

Затем автор приводит десятки хадисов в качестве доказательств по каждому из упомянутых трех деяний сунны.

Передается от Каъба ибн Уджры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Не отчаиваются произносящие или делающие следующие [молитвенные зикры] за каждым предписанным намазом – тридцать три тасбиха[2], тридцать три тахмида[3] и тридцать четыре такбира[4]».

Передали Муслим и Тирмизи.

Деяние, отмеченное в этом хадисе – произнесение после каждого предписанного (фард) намаза тридцать три раза «Субханаллахи», тридцать три раза «Алхамдулиллахи», тридцать четыре раза «Аллаху Акбар» – внедрилось в практику в гармонии с зикрами, о которых упоминается в нижеследующих передачах хадисов.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кто после каждого намаза произнесет тасбих Аллаху тридцать три раза, произнесет тахмид Аллаху тридцать три раза, произнесет такбир Аллаху тридцать три раза – это девяносто девять – и доведет до ста, произнеся «Лаа илааха иллаллааху вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува ъалаа кулли шайъин кодир» – будут прощены его ошибки [грехи], даже если их будет [много] подобно морской пене».

Передал Муслим.

[1]Зикр – поминание Аллаха, а также молитвенные слова поминания Аллаха.

[2]Тасбих () – поминать Аллаха пречистым, произносить Субханаллахи. (Субханаллахи – досл. «Поминаю Аллаха пречистым». «Быть пречистым» подразумевает абсолютную чистоту Аллаха от всех пороков и изъянов, и в первую очередь, чистоту от имения Себе равных в смысле объекта поклонений. Тасбих сначала утверждается в сердце человека, а потом передается на уста. Повторять фразу «Субханаллахи» и есть совершать тасбих).

[3]Тахмид – произнесение «Алхамдулиллахи» («Хвала Аллаху»).

[4]Такбир – произнесение «Аллаху Акбар» («Аллах Превелик»).

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЯ 4041 235 О читать полностью

4754 09:08 / 04.01.2017
Вопрос Будет ли правильным вудуъ омовение, совершенное при нанесенном на ногти рук и ног лака для ногтейОтвет Обычно покрытая лаком поверхность не пропускает читать полностью

5068 17:00 / 24.09.2019
После того, как с помощью видных улемов всех мазхабов мы узнали, что такое бидъа, правильно будет обсудить положение о мавлиде.Если следовать улемам, считающим читать полностью

2321 11:30 / 03.12.2020
Сабит ибн адДаххак радияллаху анху передаёт, что он приносил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васалламу присягу под деревом и что Посланник Аллаха саллаллаху читать полностью

2124 09:30 / 07.09.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью