Слово ≪нийя≫ по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариатеоно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии. Поэтому большинство факихов утверждают, что намерение обязательно (фард) для каждого деяния. Намерение появляется в сердце (душе). Поэтому нужно вознамериться всем сердцем (душой), чтобы каждое дело было согласно шариату. Еще лучше изъявить намерение сердца устами.
Желательно сразу приступить к осуществлению деяния вслед за намерением и тогда поклонение будет начато с намерением с самого начала. Если трудно определить начало деяния, то можно вознамериться при первой же возможности. К примеру, если человек, собирающийся поститься, не может определить время ≪фаджр≫ (предрассветное время начала поста), то он может вознамериться немногим раньше или позже. Для каждого действия необходимо наличие отдельного намерения. Слово ≪ихлас≫ по словарю означает очищение, преданность. В шариате оно обозначает поклонение человека Аллаху так, как будто он видит Его наяву.
Автор книги ≪Таджул джамиъ лил усул фии аха- диси расул≫ шейх Мансур Али Насиф ал-Хусайни рахматуллахи алайхи приводит в начале главы аяты об ихласе(искренности):
≪...Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним Ему в религии! О да! Аллаху (принадлежит) искренняя религия...≫ (Сура ≪Зумар≫, аяты 2-3)
Пояснение: Всевышний Аллах говорит: ≪Ни в коем случае не размышляй в своих деяниях ни о ком другом, кроме Аллаха≫.
≪И были повелены лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Его религии, будучи ханифами...≫ (Сура ≪Баййина≫, аят 5).
Да, обладателям книг - иудеям и христианам было велено в Торе и Библии поклоняться только Всевышнему Аллаху. Однако они не исполнили это повеление. Помимо Аллаха они поклонялись еще и другим - Узайру, Ийсе, Марйам и даже своим раввинам и монахам.
Всевышний Аллах говорит в суре ≪Тауба≫ (Покаяние): ≪Взяли себе своих раввинов и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сына Марьям. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. Нет божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают в сотоварищи!≫ (аят 31).
Конечно, поклонение раввинам и монахам не означает непосредственно совершение им сажды (падение ниц). Здесь имеется в виду следование их указаниям, считая харамом (запретным) то, что они считают харамом и повиновение их указаниям, игнорируя при этом предписания Аллаха. Они были ≪повелены ... поклоняться Аллаху, будучи искренними Его религии≫, искренне соблюдать предписания только этой религии. Однако они проигнорировали это повеление. Они смешали с религией Аллаха различные обряды, в том числе и свои выдуманные бидъа (нововведения) и ересь.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.