Передается от Авфа ибн Маликарадияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Не рассказывает людям никто, кроме повелителя, либо повеленного, либо ханжи≫. Передали АбуДавуд и Ахмад. Пояснение: Сначала познакомимся с Авфом ибн Маликом радияллаху анху. Авф ибн Малик Ашджаъи ал-Гатафани (куня - Абу Абдуррахман). В числе первых принимал участие в походе Хайбар вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. В день фатха Мекки поднял флаг от племени Ашджаъ. Был побратимом с мухаджиром Абу Дарда. Проживал в Хумсе, Сирии и Дамаске. Был одним из ревностных сподвижников Ислама. Всего передал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам 67 хадисов.
От него передавали Абу Айюб ал-Ансари, Абу Хурайра, Микдам ибн Маъдикариб, из табиъинов Абу Муслим Хувлани, Муслим ибн Курза, Шаддад ибн Абу Аммар, Рашид ибн Саъд, Язид ибн Асам, Салим ибн Амир, Абу Бурада ибн Абу Муса, Шурайх ибн Убайда и другие. Три автора сборников ≪Сахих≫ включили в свои книги переданные от него хадисы. Авф ибн Малик радияллаху анху умер в Дамаске в 73 году хиджры. В этом хадисе речь идет о тех, кто имеет и не имеет право проводить научные беседы, наставлять мусульманскую общественность.
В мусульманском обществе повелителем мусульман является настоящий мусульманин, который глубоко знает учение Ислам, богобоязненный, разумный, проницательный человек, обладающий знанием и имеющий ряд совершенных качеств. В первую очередь, правом повелевать мусульман к одобряемому и предостерегать от неодобряемого (амр лил маъруф, нахй анил мункар) обладает именно повелитель. На втором месте таким правом обладает человек, назначенный на эту работу правомочной (компетентной) стороной, ответственным лицом. Такие люди, глубоко изучив шариатские науки, получали официальное разрешение (свидетельство), либо получили позволение от авторитетных и известных ученых. Только такие лица могут читать проповеди мусульманам, наставлять их, напутствовать, повелевать к одобряемому и предостерегать от не одобряемого. Если это будут делать те, кто не обладают вышеназванными качествами, значит, они совершаютрия, чтобы выставить себя знатоками.
Таким способом они собираются завоевать авторитет среди мусульман, снискать их доверие и уважение, хотя на самом деле просто лгут. Мусульманство нужно пропагандировать не пустословием, а достоверным знанием, искренностью - ихласом, личным примером в соблюдении Ислама. К сожалению, подобных лицемеров среди нас очень много. Простодушные мусульмане должны научиться разбирать, кто является настоящим ученым, а кто - мошенником. Для этого нужно изучать Ислам, уметь различать верные и неверные высказывания, слушаться настоящих улемов, остерегаться лицемеров.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.