Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Если кому-либо была дана фетва без знания, грехи этого будут на того, кто дал ему фетву. Если кто укажет своему брату на одно дело, зная при этом, что верное в другом, то поистине предал его≫.
Передали АбуДавуд и Ибн Маджа.
Пояснение: С Абу Хурайрой радияллаху анху мы хорошо знакомы. Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает два важных вопроса. Первый - незнающему человеку нельзя давать фетву. Второй - сознательное указание на неверный путь является предательством. Допустим, что один мусульманин желает, чтобы деяние, которое он собирается совершить, соответствовало шариату. Однако, не зная как это осуществить, он спросил у другого человека о существующих предписаниях по этому делу. Он подумал, что тот человек знает решение (хукм) этого вопроса. Если тот, у которого просили фетву, не был способен давать фетвы, не знал точного и достоверного решения этого дела, он должен был сказать ≪не знаю≫. Что будет, если тот, у кого спрашивали фетву, ответил по своему предположению неверно, а спросивший с чистой душой воспринял это как повеление религии Аллаха и сделал это неверное дело?
≪Если кому-либо была дана фетва без знания, грехи этого будут на того, кто дал ему фетву≫. Причиной свершения неверного дела станет тот, кто дал фетву, не имея знания. Если бы он не давал неверную фетву, спросивший нашел бы другого и совершил бы свое дело верно. Не будет греха тому, кто совершил неверное дело с намерением на воздаяние, опираясь на неверную фетву. Однако, как только он узнает, что фетва была неверна, он должен немедленно прекратить это дело и больше никогда не спрашивать фетву у невежественных людей. Ему нужно подыскать учителя, заслуживающего доверия, богобоязненного, честного и знающего. Еще один человек попросил совета у одного человека: ≪Как я должен поступить, чтобы осуществить такое- то дело≫. Тот знал, как нужно поступить, чтобы осуществить это дело лучшим образом. Но он сознательно указал спросившему человеку на другой, неверныйпуть. Как можно оценить такого лживого человека? В хадисе такие люди оцениваются следующим образом:
≪Если кто укажет своему брату на одно дело, зная при этом, что верное в другом, то поистине предал его≫. Обратим внимание на слова ≪своему брату≫. Не следует понимать, что нельзя так поступать в отношении людей, с кем имеются братские узы, но можно поступать так в отношении чужих. В вопросе взаимоотношений Ислам считает братьями всех людей. Согласно предписаниям Ислама, солгать нельзя никому, даже иноверным. Следовательно, в этом хадисе подразумевается братство всего человечества. Обычно, предателем называют человека, предавшего доверие, вероломно изменившего кому-либо или чему-либо, нарушившего верность вверенному. Когда человек, доверяя другому, спрашивает у него совет, как поступить в таком-то деле, то это является аманат - вверенным. Если тот, оправдав доверие, ответит верно, то он останется верен аманату - доверию к себе.
Если же намеренно укажет на неверный путь, то он предаст доверие к себе. На вопрос или просьбу следует отвечать точно, правдиво. Человек станет грешником, сознательно указывая на неверный путь или же отвечая без необходимых знаний. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Нельзя давать фетву по конкретному вопросу, не зная его досконально.
2. Грешно давать фетву по вопросу, о котором человек не знает достаточно.
3. Человек, который с ихласом последовал неверной фетве, не ведая о его неверности, не станет грешным.
4. Необходимо отвечать правильно, если человек знает правильный ответ на вопрос.
5. Человек, который, зная верный путь, указывает на другой, неверный путь, является изменником и грешником.
Сравним смысл этого хадиса с нашей сегодняшней жизнью. Сколько же тех, кто дает фетвы не имея знаний. На каждом шагу встречаются те, кто говорит ≪оказывается, намаз можно и не совершать≫ или ≪запретно не само употребление алкоголя, а устраивать дебош в пьяном виде≫. Некоторые же недоучки, кое- как выучив пару фраз, списывают больше половины мусульман на кафиров или мушриков, большую часть вещей на свете объявляют харамом. Обе эти категории не боятся Аллаха, не задумываются о загробной жизни. Немало и тех, кто намеренно не говорит правду. Известны всем также и те, кто, отдавая предпочтение мирским чинам, стараясь произвести позитивное впечатление на состоятельных и сильных мира сего, высказывают не предписания шариата, а пожелания именно этих лиц. Все это однозначно принесет много бед и страданий как им самим, так и мусульманам.
Чтобы спастись от подобных злоключений, каждый должен знать свою меру. Для тех, кто далек от шариатских знаний, является фардом прислушаться к своей совести и не вмешиваться в религиозные дела, не давать фетвы. Если кто собирается дать фетву, пусть знает, что ошибочное слово навлечет на него грех. А те, кто знают предписания шариата, должны доводить учение Ислама и указания шариата без искажений. Если говорить правду создает угрозу их жизни, то пусть умалчивают и не говорят противоположное верному сознательно, ибо одним словом они могут стать причиной заблуждения и греха многих людей, предать огню их загробную жизнь ради мимолетных благ этого скоротечного мира.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.