С ихласом предаваться религии Аллаха достигается поклонением, нацеленным только на Самого Аллаха, думая только о Его довольстве. Ихлас - это суть поклонения. В хадисе кудси Всевышний Аллах говорит: ≪Я - Самый не нуждающийся в ширке (сотоварищах). Я оставлю того, кто совершает деяние, в чем придаст Мне в сотоварищи другого, и оставлю его сотоварища≫.
Ученые подразделяют деяния на три вида:
1) Веленные деяния. В этих деяниях обязательно вознамериться достичь довольства Аллаха. Если намерение хоть немного исказится, деяние превратится в рия (все, что совершается не ради Аллаха, а для чьих-то глаз, для показухи. Показуха - видимость благополучия, успешной деятельности; действия, рассчитанные на то, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо).
2) Запрещенные деяния. Если прекратить совершение таких деяний без намерения, то это убережет от вреда тех деяний, но не принесет воздаяния (саваб). Но если человек не совершает такие деяния с намерением, ради достижения довольства Аллаха, то получит воздаяние.
3) Деяния мубах. Деяния наподобие принятия пищи или семейной жизни. Свершение таких деяний без соответствующего намерения не принесет воздаяния. Но если вознамериться достичь довольства Аллаха, это принесет вознаграждение. Каждое деяние мубах превращается в поклонение при наличии намерения достичь довольства Аллаха. Прием пищи с намерением набраться сил для поклонения также является поклонением. Вместе с тем, им было велено поклоняться ≪будучи искренними≫, то есть не питать склонности к другим религиям. Да, обладателям Книг было велено непоколебимо придерживаться религии Аллаха, не питая склонность к иным религиям. Они не исполнили и это повеление. Оставив религию Аллаха, они последовали за различными религиями и течениями. Религия праведной нации, о которой говорилось выше, это и есть религия исламской нации. Кафиры (неверные) из числа обладателей Книг и мушриков (многобожников) не выполнили повеление Аллаха, следовательно они и не следовали пути праведной нации. Значит, в Исламе ихлас необходим неимоверно! Человек, вставший на праведный путь, должен поклоняться Аллаху только с ихласом. Человек должен совершать деяния, будучи охваченным ощущением присутствия Аллаха, как будто видит Его воочию. Таково требование Творца!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.