Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяля, оценивается в $500 млрд. в год,
а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд. человек — столько жителей Земли исповедуют Ислам.
По проведенному мониторингу Комитета по стандарту «Халал», в России, ежегодно, производство халалной продукции увеличивается на 30-40%. С 1 августа начался мусульманский пост – ураза. Исповедующие ислам испокон веков чтят и уважают этот месяц, ежедневно накрывают праздничные столы и с нетерпением ждут разговения. И, бесспорно, еда на праздничных столах должна быть только халалная, проверенная.
Что есть халал?
То, что можно, то – халал, то, что нельзя – харам. Слово «Халал» (от арабского «al-halal» - «разрешенное») - термин, обозначающий каноническую разрешённость для мусульман продуктов питания, косметической и парфюмерной продукции, лекарств и т.д. Правоверные мусульмане не употребляют в пищу алкоголь, мертвечину, мясо с кровью и свинину, а так же следят за тем, чтобы животное было забито быстро и наиболее безболезненно и без мучений, и только после того, как будет прочтена соответствующая молитва. Согласно строгому халалному закону, в момент забоя «и мясник, и убиваемое животное должны быть обращены лицом к Мекке» — говорит исламский стандарт пищевого качества. Сразу после молитвы животному перерезают сонную артерию и выпускают кровь. Учитывая, что мусульман в России – десятки миллионов, халалная пищевая промышленность должна быть серьезно развита. И действительно, в последние 10 лет увеличилось число российских производителей халал-продуктов таких, как «Царицыно» (более 4000 тонн колбасной продукции в год), «Челны бройлер» (более 5000 тонн в год), «ЭКОЛЬ» (более 6500 тонн мяса крупного и мелкого рогатого скота), «Троицкий консервный комбинат», «САФА», «Халал-Аш», Казанская птицефабрика, «ЛИСКо Бройлер» и «Евро Мит», «Продукт Спб», Ростовский колбасный завод «ТАВР» и десятки более мелких. В крупных городах России стали появляться и отдельные магазины халальных продуктов, и открываться отделы «Халал» в супер- и гипермаркетах – «Метро», «Ашан», «Реал». Там можно купить мясные продукты, свежее мясо, полуфабрикаты с характерным знаком – «халал».
Притягательный халал
Самое же примечательное в развитии халалной продуктовой индустрии то, что в основном она потребляется … не мусульманами. Да что там говорить, я и сама часто покупаю мясо или фарш в витринах «Халал» близкого от моего дома «Ашана». При этом мне безразличны высокие религиозные требования – мне нравится свежесть и качество продукта. Судя по тому, как быстро пустеют прилавки с халялем, не я одна так думаю и действую. Примечательно также и то, что тенденции в еде, которые складываются в Европе, показывают, что все больше европейцев начинают предпочитать халалную продукцию традиционной. Почему эта продукция пользуется большим спросом и популярна? Как отмечают эксперты, на это есть ряд причин. Главной отличительной особенностью халалной продукции является ее качество. В Европе население давно это уже осознало. Европейцы в этой продукции увидели новый уровень стандарта и дополнительный знак качества, где на каждом этапе производства ведется четкий контроль. Поэтому они на прилавках магазинов ищут продукцию именно с эмблемой «Халяля». Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ считает, что значительную часть «халалной» продукции потребляют москвичи, далекие от ислама. «Спрос на продукцию производимую под каким-либо контролем религиозных общин возрастает прежде всего потому, что люди начинают задумываться, что они едят. «Халалная» продукция - высокого качества. Например, в этой продукции к минимуму сведено использование химических добавок или субпродуктов, поэтому у потребителей больше доверия к ним» - полагает Аншаков.
Проблемы доверия
Итак, халалная продукция пользуется спросом и объемы ее растут. И тут возникает болезненный вопрос: а действительно ли то, что мы покупаем – халалное? И, если для обычных покупателей-немусульман, это вопрос просто качества продукта, то для верующих людей – это целый комплекс религиозных, этических и уж потом гастрономических требований. На самом деле, вопрос доверия в производстве халалной еды стоит остро. По всему миру с завидной периодичностью вспыхивают скандалы: то в Бельгии, по данным бельгийской Федерации халяля, 60% халалных продуктов, поступающих в продажу являются нечистыми. То в Казани, под брендом «халал» недобросовестные производители предлагают подчас далеко не разрешенную пищу. Счет скандалов идет на десятки. Разумеется, мусульманское сообщество создало систему проверок, которыми занимается комитет по стандарту «Халал» при Духовном управлении мусульман. По договоренности, специалисты комитета проводят выездные проверки халалности продуктов на производствах, в кафе, в магазинах. Более того, разработаны даже тест-полоски на наличие свинины в мясных продуктах! Однако, руководитель Комитета по стандарту «Халал» при ДУМ РТ Динар Садыков предостерегает: «Отсутствие свинины еще не означает, что перед вами халалная продукция. Мясо по стандарту «Халал» должно быть забито по традициям шариата».
Халалный продовольственный рынок России растет Рустам Плиев Эксперт по продуктам «халал», RusHalal.ru
Рассматривая Халалный продовольственный рынок, считаю необходимым дать определение термину «Халал» («халал»), как марки, подтверждающей то, что продукты питания выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержит компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину) и являются безопасными, «чистыми» продуктами (не могущими нанести вред здоровью человека). Большим заблуждением является то, что халалные продукты питания являются ритуальными или мистическими, пищей только для мусульман. Суть термина «Халал» - это пища, в том числе, разрешенная и мусульманам. Началом развития индустрии халал в России можно считать разработку учеными и специалистами Совета муфтиев России национального стандарта и Системы добровольной сертификации «Халал». Помимо этой системы, регулировать оборот продукции с маркировкой «халал» позволяет ряд федеральных законов: «О свободе совести и вероисповедования», «О защите прав потребителей», «Кодекс об административных нарушениях», «Гражданский кодекс». Любая организация или предприятие принимает добровольное решение о сертификации, если оно заявляет о соответствии своей продукции или услуг требованиям халал. Если же производители товаров и услуг используют такую маркировку без подтверждения религиозным органом по сертификации, то нарушают несколько федеральных законов, предусматривающих определенную ответственность руководителей (за введение в заблуждение мусульман, за обман, нарушение законов о конкуренции). Оценить объем рынка халалной продукции в России непросто, официальной статистики на этот счет не ведется. Крупными производителями халалной продукции являются «Приосколье» (Белгородская область), «Майкопская птицефабрика»", «Челны-Бройлер» (Татарстан), подмосковная «Элинар-Бройлер», ООО «САФА»> (г. Москва) и ООО «Халял Аш» (г. Москва) Крупнейшим российким производителям халалной говядины является фирма «МОС-ЭТ», выпускающий мясо под брендом «Эколь». Что касается потребления уже переработанного мяса, то самым крупным производителем халалной колбасы выступает холдинг «Царицыно»."
Светлана Морозова, "Аргументыи Факты"
.