А. Определение[1]
В языке слово иджмâ’имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, еди нодушие (иттифâк). Терминологически это слово определено следующим образом: «аль-Иджмâ’ - это еди нодушное мнение всех муджтахидов - мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу».
الاجماع : "هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية"
Б. Предмет аль-иджмâ’ и сфера его применения[2]
Действие иджмâ’ распространяется на часть шариатских норм, то есть на дела, имеющие отношение к религии, имеет место в вопросах, связанных с культовой практикой (’ибâдат) и правом. Что касается вопросов, связанных с убеждением (и’тикâд), то здесь иджмâ’ не является очевидным; в таких вопросах имеет силу традиция (накл). Точно также применение иджмâ’ не оправдано при рассмотрении вопросов рационального характера и не связанных с религией.
В. Условия образования иджмâ’
Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися грешниками и еретиками (ахл аль-бид’ат). Согласие представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’.
Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще исключительноахл аль-бейт (люди дома) и спод вижникам. Единодушное мнение всех факихов одного века является достоверным иджмâ’. Причем не обязательно истечение целого века от согласия муджтахидов, и даже то, что часть из тех, кто составлял своим согласием иджмâ’, затем отозвали свое мнение, не может отрицательно повлиять на состоявшееся иджмâ’.
Г. Основа иджмâ’
Согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не только на их мнение, но и на определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс(аналогия). Эти доводы в свою очередь подкрепляются иджмâ’.
Д. Иджмâ’ как аргумент (худжжат)
Иджмâ’, как аргумент, подтверждается в аятах, хадисах и рационалистических (’акли) доводах:
1. Аяты
1. «А кто действует враждебно Посланнику после того, как было явлено ему руководство, кто следует пути иному, чем путь верующих, того Мы обратим к тому, к чему он (сам) обращается, и вве дем его в ад: а это злое пристанище»[3]. Под "путем верующих" подразумевается то, что они избрали на сло вах и в своих деяниях.
2. «Вы – лучший из народов, вознесенный для людей; вы призываете к добру и запрещаете зло...»[4]. Этот аят указывает на доброе упоминание о народе (умме). А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию.
3. «И так Мы сделали вас возвышенным народом, дабы вы могли быть приносящими свиде тельства для людей...»[5]. Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу.
2. Хадисы
1. (لا تجتمع امتي على الضلالة) «Моя умма не объединяется на заблуждении»[6].
2. ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن) ) «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха»[7]
3. Рационалистические доводы
То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. За думаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот слу чай, не останется ли он без решения до Судного Дня? Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.
4. Отмена иджмâ’
Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при по мощи нового иджмâ’ свои прежние иджмâ’.
Согласно же большинству ученых законоведов, если после века, в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другоеиджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет.
Степени иджмâ’
Степени иджмâ’, с учетом их влияния, расположены в следующем порядке:
1) Словесное (каули) иджмâ’ сподвижников.
2) Молчаливое (сукути) иджмâ’ сподвижников.
3) Иджмâ’, достигнутое без разногласий в период после сподвижников.
4) Иджмâ’, достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия в период после спод вижников.
[1] см. "Mir’ât", s. 420.
[2] "Mir’ât", s. 420-421.
[3] "Ан-Нисâ", 115.
[4] "Âли ’Имрâн ", 110.
[5] Аль-Бакара, 143.
[6] İbn Mâce, "Fiten", 8.
[7] Ahmed bin Hanbel, I, 379.