106. Сура «Курайш». Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов.
Сура названа по ее первому аяту. Курайш считается самым уважаемым и почитаемым арабским племенем. В этой суре Аллах напоминает о Своем величайшем бла-ге, преподнесенном курайшитам, и призывает в благо-дарность за это благо поклоняться Господу Каъбы, Все-вышнему Аллаху, оказавшему этому племени почет и уважение.
Сура «Курайш» является своего рода логическим продолжением суры «Фил» («Слон»). События, о кото-рых упоминается в суре «Фил», связанные с Абрахой и его войском, сыграли большую роль в повышении авто-ритета людей, живших вокруг Каъбы и услуживавших паломникам. Особенно на Аравийском полуострове по-высился авторитет племени Курайш. То были времена разбоя и нападений. Несмотря на это, курайшитов ни-кто не трогал, считая их хранителями Каъбы – святыни всех арабов. Пользуясь своим особым положением и возможностью безопасно передвигаться, они могли свободно путешествовать. Торговые караваны курайши-тов беспрепятственно направлялись зимой – в Йемен, летом – в Сирию, что способствовало росту их благо-состояния. Так что племя Курайш не бедствовало и жи-ло в достатке, несмотря на то что Мекка располагалась в пустынной области, где почти ничего не произраста-ло.
В этой суре Аллах напоминает о дарованных им Ку-райшу благах и взывает к благодарности и молитвам за оказанную милость.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. Для того чтобы соблюдал Курайш,
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был выходцем из племени Курайш, самого уважаемого ара-бами рода.
В данном аяте делается намек на занятие курайши-тов, которое они сделали своим постоянным ремеслом, к которому они привыкли и считали достойным для себя делом. В путешествиях они познавали мир и людей.
2. Чтобы соблюдал поездки зимние и летние,
Курайшиты привыкли снаряжать торговый караван по два раза ежегодно, зимой и летом, и отдавались этому занятию как источнику своих доходов. Летом они отправлялись в Сирию, а зимой – в Йемен. Во время двух этих путешествий они везли туда товар для тор-говли, а обратно везли необходимые для племени про-дукты питания и одежду. От торговых поездок туда и обратно они получали большую прибыль. Этому способ-ствовало еще и то, что в пути их никто не трогал, они совершали путешествие без опаски. Ведь со стороны всех племен Аравийского полуострова к ним было осо-бое отношение, и никто не смел желать им зла. По-скольку все считали их жителями священной террито-рии, живущими по соседству с Каъбой. Их воспринима-ли как ответственных служителей и попечителей Бай-туллаха – Дома Аллаха, то есть Каъбы. Поэтому никто их не обижал и не наносил им ущерба. Их престиж осо-бенно возрос после известных событий, связанных со слонами. Их стали почитать даже цари и эмиры. И та-ким образом их прибыль и поступления от торговли чрезвычайно возросла. В данном священном аяте ку-райшитам напоминается именно об этих, данных им Всевышним Аллахом благах.
Следующие аяты повествуют о том, что им следует делать для возблагодарения за эти блага.
3. Пусть же поклоняются Господу этого Дома,
4. Который накормил их от голода и обезопасил их от страха.
Аллах облагодетельствовал жителей Мекки великими благами. Хотя их земли были бесплодны, но еды и раз-ных яств у них было в достатке.
Вместе с тем Всевышний Аллах полностью оградил этот край от каких бы то ни было угроз и нападений. Все это, в свою очередь, требует от жителей Мекки по-клоняться Аллаху.
Имам Фахриддин Рази рахматуллахи алайхи в своей книге «Тафсири Кабир» пишет: «Знай же, блага бывают двух видов. Первое – отражение угрозы. Это изложено в суре «Слон». Второе – привлечение выгоды. Оно из-ложено в этой суре. После того как Аллах отразил от них угрозу и привлек к ним выгоду, – и то и другое есть великие блага, – Он повелел им поклоняться в благо-дарность за это».
Материальное благополучие, достаток – сытый же-лудок и спасение от угроз – одно из самых великих благ, дарованных Аллахом Своему рабу.
Раб должен быть благодарным за блага, которые да-ровал ему Аллах, что выражается в ибадате Аллаху.
Игнорирование ибадатов Аллаху, отсутствие в дейст-виях раба благодарности за данные ему блага приводит к обратному: к исчезновению благ, к воцарению голода и несчастий. Эта истина утверждается как в данной су-ре, так и в других, например, в суре «Нахл» («Пчела»):
«И приводит Аллах в пример селение, бывшее безопасным, успокоенным; приходил к нему его удел благодатный изо всех мест, и стало [селение] неблагодарным к благам Аллаха, и дал вкусить ему Аллах одеяние голода и страха за то, что они творили» (аят 122).
.