1446 год 21 Джумадаул аввал | 2024 год 22 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Сура «Бакара» (аяты 67 - 73)

04:11 / 05.01.2017 4495 Режим чтения + -
.

[аяты 67 - 73]

 

В последующих аятах Всевышний Аллах напоминает знаменитую историю с бакара — коровойкоторая связана с сынами Исраила. Название этой священной суры взято именно из этого события.

67. И вот сказал Муса своему народу: Поистине, Аллах повелевает вам, чтобы вы зарезали корову. Сказали: Не подвергаешь ли ты нас насмешке? Сказал: Прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы не быть из невежд!”

Когда такой великий Пророк, как Муса алайхиссалам, который вызволил сынов Исраила из-под гнета Фиръавна, послужил причиной всего хорошего, что досталось им, обратился к иудеям и сказал:

«Поистине, Аллах повелевает вам, чтобы вы зарезали корову», и тем самым донес до них повеление Аллаха о заклании коровы, то вместо того, чтобы сказать: «Повинуемся, коль велел Аллах, мы выполним», они сказали: «Не подвергаешь ли ты нас насмешке?»

Подобную непристойность и святотатство может высказать только такой народ с порочной природой, как сыны Исраила. Эти слова тяжело ранили Мусу алайхиссалам. Разве можно насмехаться над людьми от имени Аллаха? Разве может великий Пророк  приписать Аллаху то, чего Он не говорил? Эти их слова, будучи проявлением неуважения в отношении как Аллаха, так и Его Посланника, были еще и наветом на Мусу алайхиссалам. Именно поэтому он сказал:

«Прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы не быть из невежд!»

Если бы хотя бы после этого сыны Исраила повиновались  и нашли бы какую-нибудь корову и зарезали ее, то тем самым исполнили бы волю Аллаха. Но они затеяли еще одну каверзу:

68. Сказали: Помолись для нас твоему Господу, чтобы (Он) разъяснил нам, какова она. Сказал: Поистине, Он говорит: «Поистине, она  не старая и не телка, средняя между этим». Так, делайте же то, что вам повелевается!”.

Сыны Исраила снова совершили дерзость: вместо того, чтобы сказать «наш Господь», они сказали «Помолись … твоему Господу». Уже этим они продемонстрировали отсутствие у них веры в Аллаха.

Они «Сказали: “Помолись для нас твоему Господу, чтобы (Он) разъяснил нам, какова она”».

 

Таким вот манером они спросили о признаках коровы, которую нужно было зарезать. Муса алайхиссалам вновь учтиво донес до них слова Аллаха:

«Сказал: “Поистине, Он говорит: «Поистине, она — не старая и не телка, средняя между этими». Так, делайте же то, что вам повелевается!”».

 

А также в качестве наставника сказал им действовать, как бы намекая, не спрашивайте более о другом:

«Так, делайте же то, что вам повелевается!»

Сыны Исраила с самого начала могли бы промолчать и зарезать любую корову. Но расспрашивая о деталях, они усложнили себе задачу. Потому что теперь было необходимо найти среднюю по возрасту корову. Другая не будет принята. Если бы они, получив из этого назидание и последовав второму наставлению своего пророка, нашли указанную корову и зарезали ее, задача была бы выполнена. Однако сыны Исраила вновь поступили наперекор наставлению.

69. Сказали: Помолись для нас твоему Господу, чтобы [Он] разъяснил нам, какова масть ее”. Сказал [Муса]Поистине, Он говорит: «Поистине, она  корова желтая, ярка масть ее, радует смотрящих»”.

Таким образом, они снова усложнили для себя задачу. Теперь они должны были найти и зарезать корову, которая была не старой и не молодой — а среднего возраста, ярко-желтой масти, радующая взор. Так пустились ли они на поиски такой коровы?! Нет, они снова стали расспрашивать:

70. Сказали: «Помолись для нас твому Господу, чтобы (Он)разъяснил нам, какова она: поистине, корова стала неясна для нас, и поистине, мы, если пожелал Аллах, непременно наставляющиеся на праведный путь».

Уже давно было известно, что сыны Исраила являются негодным народом, не привыкшим сразу же выполнять повеления Всевышнего Аллаха. Однако на этот раз они преступили все границы. Вначале они, как только услышали от Мусы алайхиссалам повеление Аллаха о заклании коровы, отозвались отрицающим образом:

«Не подвергаешь ли ты нас насмешке?»

 

Когда же повеление было повторено, они спросили об общих отличительных признаках коровы, которую нужно было зарезать. Когда общие признаки коровы были описаны, а божественное повеление повторено в третий раз, они задали вопрос относительно ее масти. Даже после того, как окрас необходимой для заклания коровы был также внятно и отчетливо описан, они не перешли к исполнению повеления, а вновь задали вопрос. В следующем священном аяте дается ответ на последний вопрос сынов Исраила и приводится окончание истории.

71. Сказал: Поистине, Он говорит: «Поистине, она  корова не укрощенная, что пашет землю, и не орошает пашню, сохраненная в целости, нет отметины на ней». Сказали: Теперь ты принес истину. И заклали ее, и чуть было не смогли сделать.

Из-за того, что они расспрашивали вновь и вновь, им было приказано найти и закласть корову, которая не была ни старой и ни молодой, а среднего возраста, единого окраса без примеси других цветов, радующей взор красоты, не приученная пахать землю и орошать пашню, лишенная недостатков, так что они с трудом нашли ее и закололи.

 

Ну и исполнили ли они этим волю Аллаха? И вообще для чего Аллах повелел им закласть корову? Ответы на эти вопросы найдем в последующих аятах.

 

В Священном Куръане использованы различные виды художественного стиля, и в этом рассказе начало истории сдвинуто в конец, тем самым преследуется цель привлечь внимание читателей и слушателей, повысить экспрессивность рассказа и проявить еще многие другие мудрости, неподвластные разуму простого человека. А одной из главных причин этого является то, что в этом месте Всевышний Аллах одно за другим упоминает преступления сынов Исраила. Этот дух — дух напоминания и предъявления обвинений — предусматривает, чтобы данное сказание передавалась именно в такой форме. То есть здесь становится очевидным, что они совершили два преступления. Первое — они стали иронизировать над повелением Аллаха и не поспешили с его исполнением, а второе — они убили человека. В противном случае, можно было бы подумать, что они совершили только одно преступление.

 

История же была такова. Кто-то из народа сынов Исраила убивает другого. Возникает вопрос: «Кто убийца. Тогда одна сторона возлагает вину на другую сторону и отрицает свою вину в преступлении. В свою очередь, вторая сторона также обвиняет первую сторону, выказывая свою невиновность. Как нарочно, никто не присутствовал при том событии, свидетелей нет. Чтобы раскрыть тайну, Всевышний Аллах решил заставить убиенного человека заговорить и велел сынам Исраила найти и закласть корову, взять кусок этой жертвенной коровы и ударить им по мертвецу. Тогда мертвый должен был по воле Аллаха ожить и сказать, кто является убийцей.

Теперь Священный Куръан берется за начало этой истории:

72. И вот вы убили душу (человека) и препирались о ней, а Аллах  раскрывающий то, что вы скрывали.

 

Да, сыны Исраила убили человека из своей среды и намеревались скрыть убийство, сваливая вину друг на друга и стараясь таким образом замять это дело. Преступный народ решил применить в деле свою мерку. Они были в неведении, что над ними есть Всевыший Аллах, знающий обо всем, Всемогущий — обладатель таких сифатов (атрибутов), как Алим и Кадир. Вот, теперь Он предъявляет им в лицо их вину и излагает  произошедшие события таким образом, что они не могут опровергнуть выдвигаемые против них обвинения. Всевышний Аллах обращается к ним с воззванием:

«И вот вы убили душу (человека) и препирались о ней, а Аллах — раскрывающий то, что вы скрывали».

То есть вы убили одного человека. Затем вы стали создавать путаницу и обвинять друг друга: «это ты убил, я не убивал», пытаясь тем самым скрыть убийцу и спасти его от мучительного возмездия. Однако:

«А Аллах — раскрывающий то, что вы скрывали».

То есть Аллах выводит наружу, делает явным и разоблачает все, что вы пытаетесь сокрыть от других, чтобы они не узнали. В том числе Он выявит и того, кто совершил это убийство. И хотя вы препираетесь между собой, не признаваясь и пытаясь сокрыть правду, все равно Аллах разоблачит того, кто является убийцей. Если вы хотите узнать, как это дело было осуществлено, то оно было сделано очень легко:

73. И Мы сказали: «Ударьте же его [мертвеца] чем-нибудь от нее[коровы]». Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Свои знамения,  быть может, уразумеете.

Для того чтобы выявить убийцу, необходимо было оживить убитого человека. А для этого:

И Мы сказали: «Ударьте же его [мертвеца] чем-нибудь от нее [коровы]».

То есть Мы потребовали ударить мертвеца какой-либо частью закланной коровы.

В этой связи возникает вопрос: Аллах могущественен творить все, так почему же Всемогущий Аллах просто не оживил того мертвеца? В чем заключается мудрость заклания коровы и повеления бить какой-либо частью по мертвецу? Ответ таков: во-первых, корова по обычаю сынов Исраила являлась жертвенным животным, поэтому была выбрана именно корова, а не другое животное. Во-вторых, они сделали корову себе идолом, то есть сотворили идола в виде коровы и даже поклонялись ей. Тогда как объект их поклонения являлся всего лишь олицетворением обыкновенного животного. И чтобы дать им понять это, было приказано зарезать корову, подобную этому идолу. К тому же кусок от заколотого животного также безжизнен и факт оживления мертвеца ударением по нему этим куском указывает на могущество единственного Аллаха. Это символическое действие представляет собой всего лишь средство, и только, на самом же деле человек не знает, как в мертвое тело входит жизнь, да и не узнает. Аллах лишь показал, как Он может оживить мертвого. Потому что сыны Исраила также отрицали воскрешение после смерти. Оживив одного мертвеца, Он наглядно показал им Свое могущество и с укором сказал:

«Так оживляет Аллах мертвых…».

Никто, кроме Аллаха, не знает, в чем состоит суть истины оживления мертвых, это божественное чудо. Аллах продемонстрировал это Свое чудо сынам Исраила. Если пожелает, то покажет и другие Свои чудеса.

«...и показывает вам Свои знамения».

В некоторых из наших старых тафсиров приводились длинные дискуссии по поводу того, какая это была часть коровы: хвост или другая ее часть. Однако другие ученые сказали: «Это не имеет значения, если бы это было нужно, Аллах Сам сообщил бы людям. К чему зря тратить время и усилия разума на дискуссии о деле, о котором Сам Аллах ничего не сказал и не повелевал дискутировать». Это суждение — самое правильное.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Во имя Аллаха милостивого, милосердного Безграничное наше благодарение и восславление достойному восхваления Аллаху тому, кто сотворив мир и всё сущее в нём, читать полностью

4560 04:17 / 03.01.2017
Люди из древне любили и сражались за богатство. Ислам поощряет богатство если человек добывает ее и расходует по шариату. Но Пророк соллаллоху алайхи васаллам читать полностью

1780 17:00 / 12.08.2019
Следует повторять за муаззином всё то, что он говорит, вплоть до слов.Хаййа ъалассолати, хаййа алалфалахи, спешите на намаз, спешите к спасительному успеху, вместо читать полностью

1886 21:01 / 12.05.2022
.аяты 113117 Священный Куръан в каждом вопросе выносит решение по справедливости. Следующий аят вновь констатирует, что и среди людей книги, хотя и в малом читать полностью

3980 05:36 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью