[аяты 74 – 77]
Произошедшие события должны были потрясти сердца сынов Исраила, побудить их к богобоязненности. Но случилось обратное:
74. Затем ожесточились сердца ваши после этого: и они — как камень или еще жестче. И поистине, среди камней — действительно такие, из которых извергаются источники, и поистине, среди них — действительно такие, что рассекаются, и выходит из них вода, и поистине, среди них — действительно такие, что падают от страха перед Аллахом. И Аллах — не остающийся в неведении относительно того, что делаете!
В этом аяте Всевышний Аллах описывает состояние сынов Исраила после последнего события. У человека, узревшего столько чудес, кем бы он ни являлся, должно было оттаять сердце и усилиться вера в Аллаха. Но сердца сынов Исраила очерствели. Причем они ожесточились настолько, что стали словно камень, и даже тверже камня.
Потому что хоть они и настолько твердые, через некоторые камни все-таки пробиваются источники. Ведь сыны Исраила сами были свидетелями того, как Муса алайхиссалам по повелению Аллаха ударил своим посохом по камню и из него забили двенадцать источников! Ведь поделили же эти источники племена между собой по одному на кождое и стали пить воду! Ведь видели же сыны Исраила, как некоторые камни раскалывались и сквозь них пробивалась вода! Некоторые из камней даже падали от страха перед Аллахом. В частности, сыны Исраила сами же видели, как гора Тур рассыпалась, когда Всевышний Аллах показал ей свое великолепие! Из-за того, что их сердца были тверже камня, они, даже узрев столько чудес, не последовали по пути богобоязненности, пути иймана. Такое их состояние — признак злосчастия.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не приумножайте речь без упоминания Аллаха, потому что приумножение речи без упоминания Аллаха ожесточает сердца. Из людей самый далекий от Аллаха тот, у кого [самое] черствое сердце».
В хадисе, переданном имамом Баззаром от Анаса ибн Малика радияллаху анху, сказано:
«Четыре вещи — от злосчастия: сухость глаз, черствость сердца, долгосрочные мечты и чаяния, и страсть к мирскому».
Всевыший Аллах, указавший, что сердца сынов Исраила стали тверже камня и достигли такой степени, что сквозь них не просочится даже капля добра, в последующих аятах обращается к правоверным, которые возлагали надежды на то, что иудеи уверуют и примут Ислам. Толькотеперь, впервые как началась сура, следует непосредственное обращение к правоверным мусульманам.
75. Неужели жаждете, что они уверуют ради вас, тогда как непременно была группа из них, которые слушали слово Аллаха, затем искажали его сознательно после того, как уразумели его.
Воззвание, обращенное в этом аяте к мусульманам, указывает, что в тот период некоторые искренние правоверные мусульмане надеялись и грезили, что, должно быть, иудеи все же уверуют. Конечно, существовало основание для подобных ожиданий. Иудеи, которые жили рядом с ними в Медине, как народ, обладающий божественной книгой, без устали говорили им о скором приходе пророка конца времен, и что они первыми уверуют в того пророка. Многие из арабов, как только увидели Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — Пророка, описание которого слышали от иудеев, сразу же уверовали в него. Теперь же, мусульмане ожидали, что уверуют и сами иудеи. Всевышний Аллах, описывая в начале аята такие их ожидания, говорит:
«Неужели жаждете, что они уверуют ради вас».
То есть, о мусульмане, неужели вы надеетесь, что иудеи уверуют и станут правоверными мусульманами?
Если вы действительно надеетесь на подобное, то знайте, что положение не таково, как вы думаете, а совсем иное.
«…тогда как непременно была группа из них, которые слушали слово Аллаха, затем искажали его сознательно после того, как уразумели его».
Нельзя надеятся, что такие люди уверуют. Потому что ийман — вера требует соответствующей чистоты, прозрачности, способности принимать свет. Но сыны Исраила, как видно, даже близко не стояли к этому. Раз уж самые лучшие их представители — ученые-богословы, после того как услышали слово Аллаха, уразумели его и сознательно, умышленно извратили его, то чего ожидать от остальных?!
В следующем священном аяте продолжается описание этого распутного народа:
76. И когда они встречали тех, которые уверовали, говорили: «Мы уверовали!». А когда оставались наедине друг с другом, они говорили: «Разве расскажете им то, что открыл вам Аллах, чтобы спорили с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели не разумеете?»
Разве можно надеятся на то, что обладатели подобных качеств уверуют? Они — двуличный народ.
«И когда они встречали тех, которые уверовали, говорили: “Мы уверовали!”».
То есть когда люди этого двуличного народа встречали мусульман, то говорили им: «Мы уверовали и стали уммой Мухаммада алайхиссалам». Потому что в Таурате есть благовестия об этом человеке и иудеи ожидали его прихода в качестве пророка. Они говорили, что Всевышний Аллах с помощью этого пророка дарует им победу над их врагами. Но:
«А когда оставались наедине друг с другом, они говорили: “Разве расскажете им то, что открыл вам Аллах, чтобы спорили с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели не разумеете?”»
То есть, когда иудеи оставались наедине друг с другом, они начинали ругать тех из своих соплеменников, кто раскрывал истину. Они говорили: «Неужели вы расскажете мусульманам то, что раскрыл вам Аллах, то есть об истинности пророчества Мухаммада алайхиссалам? Ведь в таком случае в Судный день они приведут перед Аллахом эти слова доказательством против нас самих. Именно в этих словах проявляется то, что их порочная природа преградила им путь к знанию сифатов Аллаха. Они думают, что если скажут эти слова мусульманам, то это станет свидетельством против них самих, а если не скажут, то не будет свидетельства. Так отчего же они так поступают? Или…
77. Разве они не знают, что, поистине, Аллах знает то, что они скрывают и то, что обнаруживают?
Отношение, на которое здесь указывается, проявляли ученые-богословы иудеев. А отношение простолюдинов описывается в следующем аяте.
.