[аяты 18-19]
В последующих же аятах речь пойдет о проявлении этих истин в реальной действительности, в жизни людей. Прежде всего, еще раз утверждается предыдущая истина.
18. Засвидетельствовал Аллах стойко в справедливости, что, поистине, нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием: нет божества, кроме Него, Превосходящего [всех могуществом], Премудрого!
Если обратить внимание, то этот священный аят еще раз утверждает истину, что была упомянута в самом начале суры. Только здесь данная истина утверждается посредством надежных, неоспоримых свидетелей. Разве есть более весомое свидетельство, чем свидетельство Аллаха, чтобы доказать истинность чего-либо! Более того, если приближенные Аллаха — ангелы и Его обладающие знанием рабы тоже свидетельствуют, то эта истина становится такой, что ее невозможно отрицать!
Наряду с тем, что Всевышний Аллах Тот Единственный, Кто заслуживает поклонения и Он Единственный, Кто стоит со справедливостью над рабами, Он также является Азизом и Хакимом — Превосходящим всех Своим могуществом и Премудрым! Он превосходит всех и всё в обладании могуществом творить все и Он Тот, Чью волю никто не в состоянии преградить. Он Тот, Кто каждое дело совершает с мудростью.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом, Зубайр ибн Аввам радияллаху анху сказал:
«Я слышал, как Пророк алайхиссалам, стоя на Арафате и читая аят “Шахидаллаху…”, сказал: “Я тоже свидетельствую об этом, о Господь мой”».
О результате, который, как следствие, вытекает из утверждаемой в данном аяте истины — о том, что Всевышний Аллах единственный, Кто достоин быть объектом поклонения, говорит следующий аят:
19. Воистину, религия у Аллаха — Ислам. И не впали в разногласия те, которым была дана книга, кроме как после того, как пришло к ним знание, по зависти между собой. Кто проявил неверие в аяты Аллаха, то, поистине, Аллах — Быстр в расчете!
Раз уж достойность быть объектом поклонения присуща только Единственному Сущему, то и распоряжение религией также должно быть делом Единственного Сущего. И способы поклоняться Ему, и повиноваться Его повелениям, и жить, следуя Его предписаниям, также должны быть едиными. По этой причине:
«Воистину, религия у Аллаха — Ислам».
Раз уж в этом мире Аллах является Единственным, то и вероубеждение должно быть единственным. И это вероубеждение — акийда Ислама.
Раз уж в этом мире Аллах является Единственным, то и шариат должен быть единственным. Это — шариат Ислама.
Раз уж в этом мире Аллах является Единственным, то и религия должна быть единственной. Это — религия Ислам.
Ислам — это полное повиновение рабов одному лишь Всевышнему Аллаху.
Ислам — это полное поклонение рабов одному лишь Всевышнему Аллаху.
Ислам — это следование рабов по пути, указанному одним лишь Всевышним Аллахом.
Ислам — это признание рабами одного лишь Всевышнего Аллаха, как Единственного, Кто достоин поклонения Ему.
Ислам — это признание рабами одного лишь Всевышнего Аллаха, как Единственного, Кто стоит над ними.
Другие, помимо мусульман, не осознают эту истину, впадают в разногласия. Причину же их разногласий поясняет следующая фраза:
«И не впали в разногласия те, которым была дана книга, кроме как после того, как пришло к ним знание, по зависти между собой».
Причина разногласий у людей книги не заключается в незнании или в невежественности. К ним приходило знание от Аллаха. Они хорошо знали о единственности Аллаха, что Он Единственный, Кто достоин быть объектом поклонения, и в чем состоят обязанности рабов. И будучи знающими, они сознательно впали в разногласия.
Ученые, которые изучали историю иудаизма и христианства, и даже историки из числа представителей тех наций, которые традиционно исповедуют эти религии, после научных дискуссий признали, что разногласия в этих двух религиях и политические споры касательно возникновения мазхабов в них являются результатом взаимной зависти и действий, предпринятых в целях повышения политического авторитета и влияния. Следовательно, они творили эти бесчинства намеренно, заведомо зная об этом. Именно по этой причине:
«Кто проявил неверие в аяты Аллаха, то, поистине, Аллах — Скор в расчете!»
Возникновение разногласий среди людей книги по причине взаимной зависти и вражды оценивается как «проявление неверия в аяты Аллаха». А тех, кто проявил неверие, Аллах, обладающий сифатом Скорого в расчете, вскоре покарает наказанием.
.