127. И вот воздвигает Ибрахим основы дома и Исмаил [тоже]: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты Сам – Слышащий, Знающий!
128. Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе и из нашего потомства [тоже] – уммой мусульманской Тебе, и покажи нам наши манасики, и прими наши покаяния, поистине, Ты Сам – Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!
129. Господь наш! И пошли к ним посланника из них, кто прочтет им Твои аяты, и научит их книге и мудрости, и очистит их. Поистине, Ты сам – Превосходящий [всех могуществом], Премудрый!».
В длинном повествовании, переданном имамом Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса радиаллаху анху, в числе прочего имеются такие слова:
«…Ибрахим сказал: “О Исмаил, Аллах повелел мне одно дело”. Исмаил сказал: “Исполните повеление своего Господа”. Он спросил: “Поможешь ли ты?” Исмаил сказал: “Помогу”. Ибрахим сказал: “Аллах повелел мне воздвигнуть на этом месте дом”, и указал на невысокую возвышенность и ее окрестности. И тогда они стали воздвигать стены Байтуллаха – Каъбы. Сын таскал камни, а отец строил».
Вышеприведенные аяты оживляют процесс строительства Каъбы перед нашими глазами.
Отец и сын – пророки – повиновались повелению Всевышнего Аллаха и безотлагательно начали работу. Сердцами, полными благочестия и богобоязненности, они взмолились, произнеся молитву:
«Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты Сам – Слышащий, Знающий!»
Это величайшее положение, высокая степень. Когда один из праведных предков Вухайб ибн ал-Вард рахматуллахи алайхи прочитал этот аят, плача, он промолвил:
«О халил Милостивого! Ты же воздвигаешь стены дома Милостивого и еще опасаешься, а вдруг не будет принято?!”»
Великие сердца достойных людей бывают вот такими восприимчивыми.
Ибрахим и Исмаил алайхимассалам, строя Байтуллах, воспользовались случаем и восслали еще одну молитву, что была у них в душе:
«Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе…»
Являясь сами мусульманами, они возносят такую молитву! Это – надежда на помощь от Аллаха, чтобы твердо пребывать на правильном пути. Это – надежда на непрекращение покоренности Аллаху всем своим существом. И вместе с тем, они просят, чтобы их потомки тоже получили возможность насладиться таким благом, как ийман, который получили в удел они сами.
«…и из нашего потомства [тоже] – уммой мусульманской Тебе…», говорят они.
Дело вероубеждения – важное дело, самый значимый вопрос для правоверного человека. Поэтому отец и сын – пророки, просившие в предыдущих аятах удел для людей Харама – жителей Заповедной земли вокруг священной Каъбы, теперь просят Аллаха об иймане и Исламе для своих потомков.
Еще они просят Аллаха:
«…и покажи нам наши манасики, и прими наши покаяния…».
Арабское слово манасик является формой так называемого ломанного множественного числа от мансик (нусук) и, хотя обозначает «места и обряды поклонений», его принято использовать в значении ибадатов хаджа. Поэтому в этой молитве заключается смысл, дескать, вот, мы строим Твой дом, теперь научи нас, как совершать обряды хаджа к нему. В конце молитвы, в добавление к прошениям, произносятся атрибуты Аллаха, которые дали молящимся отцу и сыну повод надеяться:
«Поистине, Ты Сам – Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!»
В третьем аяте Ибрахим и Исмаил алайхимассалам просят у Всевышнего Аллаха о большой милости – послать своим потомкам пророка из них самих, то есть из числа самих потомков.
«Господь наш! И пошли к ним посланника из них, кто прочтет им Твои аяты, и научит их книге и мудрости, и очистит их».
Этот пророк будет читать им аяты Аллаха, будет обучать их книге, то есть книге Аллаха. Он научит их читать ее, понимать значения, следовать ей и всему, что относится к ней. И обучит также мудрости. Значение «мудрость» выражено арабским словом хикма (букв. «расставить все на свои места»). Улемы говорили, что здесь под «мудростью» подразумевается сунна Пророка алайхиссалам. Одной из задач пророка является очищение людей. То есть очищение и избавление от ширка, куфра и дурных (скверных) традиций и обычаев.
Спустя много веков Всевышний Аллах исполнил молитву Ибрахима и Исмаила алайхимассалам и послал Мухаммада алайхиссалам пророком. Он был из потомков Ибрахима и Исмаила алайхимассалам, и в нем были сконцентрированы все свойства, которые упоминались в молитве.
Молитва, вознесенная от всего сердца, несомненно, будет принята. Но принимается она только тогда, когда того пожелает Тот, Кто принимает. Не осознавая этого, люди торопятся, суетятся и теряют надежду. Что же говорят после всего этого иудеи, христиане и арабы-мушрики, которые гордо называли себя наследниками Ибрахима алайхиссалам?! Да, все они потомки Ибрахима алайхиссалам. Но Ибрахим алайхиссалам, когда строил Байтуллах вместе со своим сыном Исмаилом алайхиссалам, произнес молитву, прося об уделе и благодати (барака) только для тех потомков, которые «уверовали в Аллаха и в Судный день». Не для других. Еще они восслали мольбу со словами:
«Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе…». Они не просили сделать их иудеями или христианами или многобожниками.
Они произнесли молитву: «…и из нашего потомства [тоже] – уммой мусульманской Тебе…». Никого другого, кроме них. И вот, пришел Пророк (Мухаммад алайхиссалам), о котором они в молитве просили у Господа всех миров. Теперь нужно уверовать в него. Это должно стать самым приоритетным делом последователей Ибрахима алайхиссалам.