[аяты 252-253]
252. Эти — аяты Аллаха. Читаем Мы их тебе во истине. И поистине, ты — действительно из посланников!
«Эти» — это аяты, которые включают в себя сведения об умерщвлении и оживлении людей, о приношении ковчега ангелами, о победе малочисленных верующих над многочисленными неверными. Всевышний Аллах во истине повествует о них Своему Пророку.
«Во истине» означает, что рассказывает историю из действительности, так, как это происходило на самом деле. В этом аяте имеется также и утверждение, что пророчество Посланника Аллаха алайхиссалату вассалам является истинным. Потому что вышеприведенные аяты служат ярким доказательством тому, что он является истинным пророком. Только истинный пророк может сообщать о таких известиях, не прочитав ни одной книги и не получив ни у кого урока.
Священный Куръан — это аяты Аллаха и никого другого. Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам эти аяты читает во истине Сам Аллах. И никто другой. Поэтому к аятам Куръана необходимо относиться с соответствующим вниманием.
После слов о том, что Пророк Мухаммад алайхиссалам является истинным пророком, далее в общем порядке будет рассказано о степенях пророков, о качествах некоторых из них, об их отношениях со своими уммами и другом.
253. Эти — посланники! Мы дали преимущество одним из них над другими. Среди них те, с кем говорил Аллах, а некоторых из них [Он] возвысил в степенях. И дали Мы Ийсе сыну Марйам ясные доказательства, и поддержали его Святым Духом. И если бы пожелал Аллах, то не сражались бы те, которые были после них, после того как пришли им ясные доказательства. Но [они] впали в разногласие, и среди них те, кто уверовал, и среди них те, кто проявил неверие. И если бы пожелал Аллах, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает.
Из каждого слова, каждой буквы Священного Куръана вытекают огромные значения. Людям необходимо всего лишь осознать эту истину. В начале священного аята приводится слово «эти». Здесь такое указание служит знаком уважения в отношении посланников алайхимуссалам. Неиспользование здесь местоимений «они», «те» или других слов, а использование именно фразы «Эти — посланники!» с точки зрения арабского языка свидетельствует о выражении почтения.
В священном аяте дается общая информация о посланниках и их посланнической миссии. Вместе с тем сообщается, что достоинства некоторых посланников стоят выше других и поясняется, в чем заключается это превосходство.
«Мы дали преимущество одним из них над другими». Это достоинство связано с средой, окружавшей посланников алайхимуссалам. К примеру, одни посланники бывают посланы к одному племени, другие к одному поколению, третьи к одному целому сообществу, а некоторые из них направляются ко всем сообществам и ко всем поколениям. Также эти достоинства связаны с природой посланничества, с тем, насколько оно своими положениями охватывает человеческую жизнь.
В священном аяте такому состоянию приводятся два примера:
1. «Среди них те, с кем говорил Аллах».
То есть среди пророков были такие, с которыми говорил Аллах. Когда речь заходит о разговоре с Аллахом, то непременно на память приходит Муса алайхиссалам. Это истина, неоднократно повторяемая в Священном Куръане. Прозвищем Мусы алайхиссалам является Калимуллах, то есть «говоривший с Аллахом». Об этом известно всем, кто более или менее сведущ в религии. И потому в аяте его имя не стало упоминаться.
2. «А некоторых из них [Он] возвысил в степенях».
Всевышний Аллах Своей мудростью поднял степени некоторых пророков. И это тоже хорошо известно.
«И дали Мы Ийсе сыну Марйам ясные доказательства, и поддержали его Святым Духом».
Священный Куръан всегда упоминает Ийсу алайхиссалам, относя его к его матери Марйам, — указывая, что он является ее сыном. Этим подчеркивается, что он является человеком, и доказывается недействительность всяких мифов об этом человеке. Также имеется множество аятов о «ясных доказательствах», то есть ясных знамениях, дарованных ему. К ним относятся ниспосланная ему книга Инджил и другие чудеса, дарованные ему Аллахом. Под словами «Рухул Куддус», переведенными как «Святой Дух», подразумевается ангел Джабраил алайхиссалам. Он является ангелом, служащим для вахий, доставляющим вахий Аллаха пророкам. К которому из пророков приходит Джабраил алайхиссалам, то считается огромной поддержкой.
В аяте следует воззвание к самому Мухаммаду алайхиссалам и потому его достоинства не упоминаются. Если посмотреть на Мухаммада алайхиссалам на фоне всех пророков, то он стоит на самой высшей точке. Если взять по всем параметрам пророчества, он и его пророчество преобладает над всеми. Его пророчество предназначено для всех поколений, всех сообществ и народов. Его пророчество действует вплоть до самого Судного дня. Его пророчество совершенно, не имеет каких-либо недостатков и оно дает людям счастье в обоих мирах. Именно поэтому, после него ниспосылание вахий прекратилось. Всевышний Аллах собрал воедино достоинства, дарованные всем другим пророкам и даровал их Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам.
Но даже при всем этом, в хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху, Пророк Мухаммад алайхиссалам говорит: «Не ставьте меня превыше других пророков».
Какая великая скромность, какая безмерная смиренность!
Улемы, подчеркивая, что смысл этого аята и приведенного хадиса не противоречат друг другу, отмечали, что в аяте сообщается о действительности, а хадис как раз таки свидетельствует о скромности Пророка алайхиссалам и о том, что определение достоинств пророков — дело Самого Аллаха.
«И если бы пожелал Аллах, то не сражались бы те, которые были после них, после того как пришли им ясные доказательства».
Стало быть, и сражения между сообществами, оставшимися после пророков, также происходят по воле и желанию Аллаха. В этом мире ничто не может выйти за пределы воли Всевышнего Аллаха. Умы, способности людей бывают разными, это разнообразие порой приводит к тому, что каждый считает свое мнение правильным и вследствие попыток навязать или насадить его, возникают разногласия, разногласия же приводят к войне. Все это происходит по желанию Аллаха.
«Но [они] впали в разногласие, и среди них те, кто уверовал, и среди них те, кто проявил неверие».
Усиливаясь, разногласия достигли уровня несогласия между неверием и ийманом. Когда ийман и неверие сталкиваются лицом к лицу, то достигают уровня, при котором невозможно избежать войны. Потому что неверием нельзя благоустроить землю. Люди не достигнут счастья и благоденствия. Никто не имеет права говорить, что следует за пророками, будучи неверным. Сражения на основе иймана, акийды (вероубеждения) также происходят по воле Аллаха. В противном же случае:
«И если бы пожелал Аллах, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает».
Его воля не знает границ.