1445 год 20 Зулкаъда | 2024 год 28 май, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «Бакара», аяты 248 - 251

05:09 / 05.01.2017 3205 Режим чтения + -

 

Чтобы развеять предполагаемые сомнения народа, колеблющегося и стоящего на пороге вступления в великое дело, увеличения в них веры, упоминаются также и чудеса, которые подтверждают, что царство Талута явлено от Всевышнего Аллаха:

248. И сказал им пророк их: «Поистине, знак его власти в том, что к вам прибудет ковчег, в нем — спокойствие от Господа вашего и остаток из того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелы. Поистине, в этом действительно знамение для вас, если вы — верующие».

Дабы доказать сынам Исраила, что Талут действительно является царем, назначенным со стороны Аллаха, для них совершается поразительное и чрезвычайное чудо, которое не может осуществить никто, кроме Аллаха. Как известно, после смерти Мусы алайхиссалам руководителем сынов Исраила стал Йушаа алайхиссалам. В тот период изгнавшие их из их священной земли враги также отобрали у них и несколько их священных предметов и реликвий. Среди отобранных вещей был, в частности, и принадлежавший сынам Исраила знаменитый ковчег — ларь. Когда бы Муса алайхиссалам ни вступал в сражение, он обеспечивал нахождение этого ковчега впереди его войска. Тогда в сердца сынов Исраила ниспускалось спокойствие и они не убегали с поля сражения. Впоследствии в тот ковчег поместили реликвии — наследие, оставшееся после Мусы и Харуна алайхимассалам. В частности, в этом ковчеге находились такие предметы, как дарованные Всевышним Аллахом Мусе алайхиссалам на горе Тур скрижали, его посох, одежда, обувь, чалма Харуна алайхиссалам. (Улемы отмечали, что это является доказательством тому, что вещи, оставшиеся после пророков, можно почитать как реликвии).

Их пророк сказал: «Ангелы принесут ковчег, что станет знаком властвования Талута, и если вы истинные правоверные, то достаточно будет и одного этого чуда».

Исходя из значений в следующих аятах, похоже, так и произошло — сыны Исраила убедились в том:

249. Когда же выступил Талут с войском, сказал: «Поистине, Аллах — Испытывающий вас рекой. Кто же выпьет из нее, то [он —] не из меня. А кто не вкусит ее, то, поистине, он — из меня, разве что, кто зачерпнул горсть своей рукой». И выпили из нее, кроме немногих из них. Когда же перешли ее [реку], он и те, которые уверовали с ним, сказали: «Нет мощи у нас сегодня против Джалута и его войска». Сказали те, которые были убеждены, что, поистине, они — встречающиеся с Аллахом: «Сколько малочисленных групп победило многочисленные группы с соизволения Аллаха!». И Аллах — с терпеливыми.

И наконец, после того, как не сбежавших от усердствования людей из сынов Исраила убедили в том, что Талут является царем, назначенным Аллахом, Талут подготовил из них войско. Затем подошло время усердствования — священной войны. Они выступили. Тогда Талут проявил себя, свои качества как полководца. Он хорошо знал состояние своих воинов. Раньше они терпели поражения и привыкли к унижениям. А враг был сильным, привыкшим к победам. Чтобы победить такого противника, нужно иметь стойкую волю. Поэтому Талут решил испытать волю своих солдат. Когда они вышли из города, он объявил условия испытания.

«Когда же выступил Талут с войском, сказал: “Поистине, Аллах — Испытывающий вас рекой. Кто же выпьет из нее, то [он —] не из меня. А кто не вкусит ее, то, поистине, он — из меня, разве что, кто зачерпнул горсть своей рукой”».

По дороге встретилась река и Талут объявил, что кто владеет достаточной силой воли, чтобы выдержать жажду, не испив ее воды, тот и пройдет испытание. Только тот станет настоящим воином Талута. А кто проявит безволие и выпьет воды из реки, тот не будет принят в воины. Ибо нет сомнения в том, что не выдержавший недолгой жажды человек не сможет осилить и трудности войны. Позволил он глотнуть разве что горсть воды, чтобы промочить горло.

Вот и дошли они до реки и «выпили из нее, кроме немногих из них».

Многие не смогли пройти испытание. Из этого становится понятным, что перед тем, как начать тяжелое дело, людей нужно проверять не только устно, но и испытывать на деле. В первом же практическом испытании войско Талута разделилось на годных и негодных. Не прошедшие испытание отстали.

Имам Бухари передает от Баро ибн Азиба радияллаху анху:

«Мы говорили о том, что количество сподвижников Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, принявших участие в битве при Бадре, было триста десять с чем-то человек — равнялось числу соратников Талута, перешедших вместе с ним реку; с ним переправились только правоверные».

«Когда же перешли ее [реку], он и те, которые уверовали с ним, сказали: Нет мощи у нас сегодня против Джалута и его войска».

Но и среди верующих оказались слабые духом. Когда они предстали перед врагом, то ощутив свою малочисленность и мощь противника, сказали, что не могут участвовать в сражении, что не выдержат его. Они взвесили ситуацию на своих весах и усомнились в том, что смогут победить. Тогда выступили истинные правоверные, которые измеряют все по божественным мерилам.

«Сказали те, которые были убеждены, что, поистине, они — встречающиеся с Аллахом: Сколько малочисленных групп победило многочисленные группы с соизволения Аллаха!”. И Аллах — с терпеливыми».

Подлинного, истинного всегда бывает мало. Истинных правоверных также бывает мало. Потому что они достигают цели, преодолевая трудности на опасных тропах. Они входят в число приближенных, избранных Аллахом рабов. Не каждый удостаивается такого. Такие твердо верят в то, что предстанут перед Господом миров. Поэтому готовы преодолеть все трудности. Они верят, что все происходит с позволения Аллаха. Поэтому, хотя число их и мало, они не боятся. Они хорошо знают, что Аллах — с терпеливыми. Они просят терпения — сабра, только у Самого Аллаха и бесстрашно идут, прямо глядя в глаза многочисленному и сильному врагу.

250. И когда предстали Джалуту и его войску, сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, и укрепи наши стопы, и помоги нам против людей неверных!».

Когда они столкнулись с противником, то поспешили возвести молитву и попросить у Аллаха о том, о чем хотели попросить. Это пора, когда принимаются молитвы. Истинные правоверные никогда не забывают об Аллахе. Согласно указаниям Аллаха, они применяют все нужные меры и обращаются с мольбой к Тому, в Чьих руках находится все.

Судя по фразе «Господь наш! Пролей на нас терпение», создается впечатление, будто терпение — сабр, является чем-то таким, что можно проливать. Если пролить его на голову, словно воду, то оно, струясь, достигнет ног. Ввиду того, что терпение является самым востребованным качеством, эти правоверные в первую очередь упомянули в мольбе именно его.

«Укрепи наши стопы» означает «да не оступятся наши стопы на этом великом поприще, да будут стойкими». И это тоже такое дело, которое осуществится с помощью Аллаха.

«И помоги нам против людей неверных!»

Мечта правоверных — одержать победу над неверными. И их мечта осуществилась:

251. И нанесли им поражение с соизволения Аллаха, и убил Давуд Джалута, и дал ему Аллах власть и мудрость, и научил его из того, что пожелает. И если бы не отражение Аллаха одних людей другими, непременно расстроилась бы земля. Но Аллах — Обладатель благоволения над мирами.

Талут и его войско одержали победу над Джалутом и его армией. Эта победа, несомненно, пришла с позволения Аллаха. Ничто не происходит без Его позволения. Свою волю Аллах проявляет посредством правоверных.

«И нанесли им поражение с соизволения Аллаха, и убил Давуд Джалута».

Давуд был самым молодым юнцом среди войска Талута. А Джалут являлся царем, обладающим большой силой, полководцем, внушающим ужас в сердца всех людей. Всевышний Аллах пожелал, чтобы этот жестокий царь и полководец был убит руками молоденького юноши. Этим Он показал людям, что если Аллах захочет, то молодой юноша может стать причиной смерти могущественного человека, каким бы он тираном ни был. Наряду с этим, за этим делом стояла и другая мудрость:

«И дал ему Аллах власть и мудрость, и научил его из того, что пожелает».

Давуд по милости Аллаха стал после Талута царем сынов Исраила. Период его царства стал золотой эпохой. Всевышний Аллах даровал ему впридачу к царству еще и мудрость, то есть пророчество. Вместе с тем, Он еще обучил его мастерить военное снаряжение.

«И если бы не отражение Аллаха одних людей другими, непременно расстроилась бы земля».

То есть если не станет периодически отражать неверных посредством правоверных, если не даст правоверным одерживать победу над неверными, то неверные заполонят всю землю нечестием.

«Но Аллах — Обладатель благоволения над мирами».

Поэтому Он отражает, отводит одних посредством других и исправляет таким образом положение, выравнивает его.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Может ли Куръан стать частью повседневной жизни каждого мусульманина Может ли он изменить поведение человека Да, несомненно, он может просветить сердце, ум и читать полностью

2501 12:00 / 29.12.2018
Сообщается от Абу Муса альАшари радияллаху анху, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Повторяйте Куръан, поистине я клянусь тем, в чьих руках душа моя, он читать полностью

2264 19:45 / 01.09.2020
Мы продолжаем публикацию цикл статей, включенных в русский перевод .Тафсир Хилал,Когда Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам достиг сорокалетнего возраста, он стал читать полностью

9109 09:39 / 04.01.2017
Сура .Юнус,, аят 11.11. И если бы ускорил Аллах для людей зло, подобно тому, как Он ускоряет им добро, непременно был бы уже решен завершен им их срок. Но оставим Мы тех, читать полностью

3093 15:30 / 01.08.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью