[аят 256]
После изложения выше правил исламского представления, впоследующих аятах поясняется, каким должен быть путьобладателей такого представления — то есть путь правоверных:
256. Нет принуждения в религии. Действительно, отличилось наставление от заблуждения. Кто же проявляет неверие в тагута, а верует в Аллаха, то действительноухватился за вервь надежно крепкую, нет разрыва ей. ИАллах — Слышащий, Знающий.
Вопрос вероубеждения, иймана является чрезвычайно тонкимвопросом, связанным с душой человека. Их нельзя поместить иукоренить силой, путем принуждения. Цель достигается толькотогда, когда каждый человек осознает изложенные вопросы иуверует в них. В Исламе это правило соблюдается строго. Ведь СамВсевышний Аллах сказал: «Нет принуждения в религии. Действительно, отличилось наставление от заблуждения».
То есть после того, как Всевышний Аллах ниспослал СвоемуПророку Мухаммаду алайхиссалам Священный Куръан и внедрилИслам, правильный путь различился с неправильным, истинаотделилась от лжи. Все установилось на свои места. А раз так, то«Нет принуждения в религии». Аллах каждому дал разум, пустьвыберет нужный себе путь.
Следуя этому правилу, за всю историю распространения Исламаникто не заставлял людей принимать Ислам, как это было у других. Напротив, все народы принимали Ислам по собственному желанию, вере и вероубеждению, поэтому эта религия прочноустанавливалась повсюду там, куда она прибывала. Авероубеждения и идеологии, которые пытались распространитьнасильно, оставались недолговечными. Самый недалекий пример — коммунистическая идеология. Наверное, не было в истории такихусиленных и долгих попыток, как усилия по пропаганде этойнапасти среди людей. Однако через короткий срок самикоммунистические руководители стали критиковать это воззрениебольше всех.
Есть и такие, кто считает, что священный аят «Нет принужденияв религии» и усердствование (джихад), противоречат друг другу. Они утверждают, что этот аят упразднен (стал мансухом), а егодействие отменено. Однако в действительности это не так. Джихад — это усердие ради призыва к религии Аллаха. Усердствующие (муджахиды) радуются, если стоящие напротив них люди уверуют, они сочтут их своими собратьями. Если же те, не желая статьмусульманами, захотят остаться в своей религии, но при этом нестанут преграждать путь призывающим в Ислам, тогда нетпринуждения в религии. Но если они сами не примутмусульманство и станут препятствовать усердствующим, тогда неостанется другого выхода, как воевать.
Существует второе, широко распространенное недоразумениеотносительно фразы «Нет принуждения в религии». Когданекоторым людям, считающим себя мусульманами, напоминают онеобходимости выполнить обязанности мусульманства, они тут жеговорят: «Нет принуждения в религии». Это — неверноеиспользование аргумента. И правда, если ты иудей или христианин, то для тебя нет принуждения к Исламу. Но если ты претендуешь намусульманство, но не выполняешь обязанности мусульманина, тогда не годится. В отношении человека исламского вероисповедания, неисполняющего обязанности мусульманина, применяются мерынаказания. Давайте, к примеру, возьмем намаз. Тот, кто отрицаетобязательность намаза, становится неверным. Кара длявероотступников — смерть. Человек, который признаетобязательность намаза, но не совершает его из-за своей лени, вначале предупреждается, затем заключается в тюрьму, а в итогедоходит до смертного приговора. Значит, этот аят следует пониматькак «нет принуждения во вступлении в религию». А это являетсяпочтением к человеку, защитой его прав.
«Действительно, отличилось наставление от заблуждения».
Под наставлением подразумевается — ийман, а под заблуждением — неверие.
Затем в аяте еще яснее излагается истина иймана.
«Кто же проявляет неверие в тагута, а верует в Аллаха, тодействительно ухватился за вервь надежно крепкую, нетразрыва ей».
Слово тагут взято от тугйан, что означает «преступить, выйти заустановленные Аллахом границы». Любой другой путь, отличающийся от пути Аллаха, называется тагутом. Головой тагутаявляется шайтан. То, к чему на свете следует проявить неверие — это тагут. А Тот, в Кого нужно уверовать — это Аллах. Поэтомуследует уверовать в Аллаха, проявив куфр — неверие в тагута, истараться крепко держаться за надежную крепкую вервь, котораяне разорвется никогда.
«И Аллах — Слышащий, Знающий».
Он слышит все, что произносят уста. Он знает все, что проносится всердцах.
.