СТЕПЕНЬ ВАЛИ, ЗАРАБОТАННАЯ ПОЧТЕНИЕМ К МАТЕРИ
Как передают источники, когда Баязид Бистами куддиса сирруху был еще ребенком, в холодную зимнюю ночь, после выполнения намаза иша он лег спать. После намаза легла спать и его мать.
Поздно ночью его мать проснулась, ей очень хотелось пить. Она крикнула сыну:
— Сынок, ты дашь мне чашку воды?
Маленький Баязид немедля вскочил с постели и взял кувшин для воды. Однако там не было воды.
Он сказал матери:
— Мама, в кувшине нет воды, я сейчас заполню и приду.
Он выбежал во двор. Все было покрыто льдом. Он едва смог заполнить кувшин и вернуться обратно. Однако вернувшись, он увидел, что его мать снова заснула. Он не осмелился разбудить мать.
С наполненной чашей воды в руках он стал ждать у изголовья матери. Через некоторое время из-за холода мальчик начал дрожать. Его руки прилипли к ледяному кувшину. Тем не менее, он не выпускал чашу из рук и не ложился спать. Он боялся, что когда его мать проснется, она будет расстроена отсутствием воды. Чтобы не расстраивать мать, он был готов мириться со всякими трудностями.
С чашей воды в руках он несколько часов ждал стоя, пока его мать не проснулась. Наконец мать сказала:
— Воды! Сынок, ты принес воду?
Тут же он поднес стакан воды матери:
— Вот мама, вода готова.
Его мать не могла понять, как ее сын с первого слова смог так быстро приготовить воду.
Она спросила сына:
— Как ты смог так быстро принести воду?
Баязид ответил:
— Мама, ты просила воду, когда проснулась раньше. Тогда в кувшине не было воды, и я пошел наполнить его. Вернувшись обратно, я увидел, что ты заснула, и ждал, пока ты проснешься.
Его мать заплакала от радости, что ее сын был таким верным и преданным. Она возблагодарила Всевышнего Аллаха, что Он даровал ей такого сына, и воззвала к Нему:
— Господи! Я довольна своим сыном, и Ты тоже будь доволен им.
В некоторых источниках указывается, что мать Баязида Бистами куддиса сирруху помолилась за него следующими словами: «Сын мой, да будь ты предводителем валийев (приближенных друзей Аллаха)».
По причине мольбы матери, Баязид Бистами достиг великой степени валийа и стал из числа приближенных Всевышнего Аллаха.
Даже когда его спрашивали: «Как ты достиг такой степени?», Баязид Бистами отвечал: «Завоеванием довольства своей матери».
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЯЮЩЕГО СТРАДАНИЯ СВОЕЙ МАТЕРИ
Исбахани – один из хадисоведов, передает риваят Абул Асама от Авама ибн Хавшиба:
«В Нишапуре я гостил в одном доме недалеко от кладбища. Кладбище было настолько близко, что его можно было видеть, не выходя из комнаты. Однажды после намаза аср (послеполуденный) я взглянул на кладбище и увидел, что одна из могил разверзлась, и оттуда появилась голова человека. Тот человек три раза проревел как ишак и опять исчез в могиле. Перед домом, находящимся недалеко от той могилы, одна пожилая женщина расчесывала и скручивала шерсть. Одна из женщин сказала мне:
— Ты видишь женщину, которая плетет шерсть?
Я ответил:
— Да, вижу, а кто она?
Женщина сказала:
— Это мать того, кто находится в той могиле.
Я спросил женщину:
— Каково их положение, что случилось с ними?
Она ответила:
— Человек, находящийся в могиле, будучи живым, днем и ночью напролет распивал спиртное. Когда мать говорила ему: «Сын мой, побойся Аллаха! Сколько еще ты будешь пить это?», — он с издевкой отвечал: «Я не брошу пить, пока ты не заревешь как ослица». И вот однажды, после намаза зухр (полуденный) он скончался, и его похоронили. Как ты видишь, каждый день после намаза аср могила разверзается и он, высунув оттуда голову, три раза ревет, как осел и вновь исчезает в могиле.
Два разных рассказа… в одном из них описан достигший степени валий благодаря почтительному отношению к своей матери Баязид Бистами куддиса сирруху, в другом — неизвестный человек, который за оскорбления и унижения своей матери был подвергнут наказанию в могиле.
Всемогущий Аллах поставил соблюдение прав отцов и матерей в один ряд со своими повелениями и запретами.
Из числа повелений Аллаха – почтительно служить родителям и подчиняться им в вопросах, не противоречащих Исламу. Является фардом (обязательным) заботиться о родителях. В Куръане и хадисах нам велено заботиться о родителях. Поэтому нам постоянно нужно хорошо относиться к ним и при этом намерение должно быть таким: «Аллах и Его посланник повелевают хорошо относиться к родителям, и я выполняю это повеление».
В особенности нужно заботиться о родителях и служить им в их старческом возрасте. Даже если в Куръане и хадисах не было бы упомянуто хорошее отношение к родителям, сам разум требует необходимости хорошего отношения к ним. Люди не должны забывать, что наши родители заботились о нас, когда мы были детьми, так же, как и эти люди сами претерпевали трудности при воспитании своих детей.
.