Праздничные намазы ― оба намаза ийд идентичны. То есть празничный намаз Ийд ал-Азха совершается в таком же порядке, как и намаз Ийд ал-Фитр, который совершается по случаю окончания поста в Рамадане.
Но в отличии от Ийд ал-Фитр, в день Курбан-байрама (Ийд ал-Азха) человек не употребляет пищу, и по пути в мечеть произносит такбирул ташрик вслух. Слова такбирул ташрика таковы: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Лаа илааха иллаллааху валлааху акбар, Аллаху акбар ва лиллаахил хамд!»
Такбирул ташрик произносится вслух также после каждого фард намаза, начиная с намаза фаджр в день Арафы вплоть по намаз аср четвертого дня ийда (Ийд ал-Азха). Это деяние является ваджибом.
Ваджибом является и совершение самого ийд-намаза, состоящего из двух ракъатов. Он совершается следующим образом:
С объявлением о начале намаза, выравниваются ряды.
Принимается намерение со следующим смыслом: «Я вознамерился совершить исключительно ради Аллаха два ракъата намаза Ийд ал-Азха со всеми его такбирами, и, обратившись лицом Каъбе, я последовал этому имаму».
Вместе с имамом (следуя ему), поднимая руки до уровня ушей (большие пальцы рук касаются мочек ушей), произносится такбир «Аллаху акбар!», и руки опускаются и складываются под пупком (см. на сайте статью «Порядок совершения намаза по ханафитскому мазхабу»). Эти такбиры именуются дополнительными такбирами. После каждого из них делается пауза, достаточная для произношения тасбиха («Субхааналлаах») три раза.
Сложив руки, каждый про себя читает молитву «Сана» (см. там же).
Затем вместе с имамом, трижды произнося «Аллаху акбар!», поднимаются руки. При этом, в первые два раза из этих трех, после произнесения «Аллаху акбар!» руки свободно опускаются по бокам, и только после третьего произнесения «Аллаху акбар!» руки вновь складываются под пупком.
Имам читает вслух суру «Фатиха» и еще одну дополнительную суру, остальные молча слушают его тилават.
После этого все, следуя имаму (такбиру «Аллаху акбар!»), совершают рукуъ и две саджды.
С такбиром «Аллаху акбар!» после второй саджды все встают на второй ракъат и складывают руки под пупком.
Во втором ракъате имам также читает суру «Фатиха» и одну дополнительную суру. Далее, перед совершением рукуъ, вновь трижды произносится такбир «Аллаху акбар!». С каждым такбиром руки поднимаются до уровня ушей и опускаются по бокам.
Произнося четвертый такбир «Аллаху акбар!», имам и его последователи совершают рукуъ. Совершив рукуъ и две саджды, как и при других намазах, остаются сидеть в положении каъда. В этом положении, прочитав ташаххуд, салават и молитвы, далее завершают намаз как обычно ― намаз завершается приветствием.
Затем имам поднимается на минбар. Он возносит хутбу. По завершении хутбы он вновь возвращается в михраб, где он возносит молитвы.
Совершение нафл-намазов до намаза ийд является макрухом.
Намаз ийд совершается после восхода солнца на уровне высоты копья над горизонтом вплоть до времени наступления зухр, то есть до зенита солнца. С наступлением поры зухр совершение намаза ийд не допускается.
Подготовлено на основе книг шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
.