Все созданное Аллахом имеет свой ограниченный срок жизни. В Куръане об этом сказано следующее:
«Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок» (Али Имран, аят 145).
«Каждая душа вкусит смерть» (Али Имран, аят 185).
Однако не только сама смерть является событием неизбежным, но даже место смерти, день и даже час предопределены Всевышним и неотвратимы:
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет» (Лукман, аят 34).
«Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час» (ан-Нахл, аят 61).
Покинув этот мир, мы неперменно отправимся к Аллаху. Однако, еще при жизни мы имеем возможность приблизиться к Нему. Таким образом, у нас есть возможность отправиться к Аллаху в поисках его довольства еще до того как мы покинем этот мир.
Тем, кто не успел использовать дары Аллаха, чтобы заслужить Его довольство в этой жизни, останется только вечно сожалеть о своих ошибках. Потому конец жизни означает и конец предоставленных для искупления и спасения возможностей. В Куръане об этом говорится следующее:
«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены. А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга. Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» (аль-Муминун, аят 99–103).
Человеческая забывчивость
Хотя смерть неизбежна, мы склонны время от времени забывать о нашей встрече со Всевшним Аллахом. Эта забывчивость, хотя и является частью человеческой природы, тем не менее может заставить нас отклониться от нашей истинной жизненной миссии:
«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого (или кто слеп к Нему), Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» (аз-Зухруф, аят 36).
Однако, поминая Аллаха в каждом своем действии, верующий избавляется от беспечности и забывчивости:
«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают» (аль-Араф, аят 201).
Кроме того, Аллах в Куръане призывает нас обращаться к Нему со следующим дуа: “Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись.
Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (Бакара, аят 256).
Бояться смерти, от которой нет спасения, – глупо. Не бояться того, что произойдет после смерти, хотя в наших силах изменить это в нашу пользу, – безрассудно. Аллах напоминает нам в Куръане:
«и не обрекайте себя на гибель» (Бакара, аят 195).
Ничто, из того, что вы делаете ради довольства Аллаха, не исчезнет впустую. В то же время все, что вы делает ев поисках удовольствий этого мира, исчезнет без следа. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) напоминал нам, что ничего мы не сможем взять с собой в могилу, кроме наших дел: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!» (Тирмизи).
Он также посоветовал нам уделять время посещению джаназа-намазов, а также посещению могил тех, кто уже совершил переход в будущую жизнь, поскольку это также послужит напоминанием о нашей возможной судьбе.
Наконец, одно из худших наказаний, которое описывает Куръан, предназначено для тех, кто забыл об Аллахе. В Судный день Аллах не будет говорить с ними. Он даже не будет смотреть в их сторону. В этом мире они будут утверждать, что принадлежат Аллаху, но они не слушают Его заповедей. В День, который важнее всего, между ними и Аллахом будет стена. Его милость и Его сострадание будут всеобъемлющей, но не для них. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (Али Имран, аят 77).