(РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ)
О дозволенности лечиться
2551. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
–Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление».
Передали Бухари и Муслим. Слова последнего:
«У каждой болезни есть исцеление. Когда исцеление найдет болезнь, она исцеляется с позволения Аллаха азза ва джалла».
Пояснение: Этот хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам является основой безграничного развития мировой медицины. В нем воплощен призыв ко всем лекарям непрестанно искать исцеление различных болезней.
Этот хадис стал источником надежды не только для врачей, но и для всех больных. Да и больные, вдохновившись словами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, не знали передышки в поисках лечения.
Мусульмане первыми в мировой истории отказались от разделения болезней на излечимые и неизлечимые и объявили все болезни излечимыми.
Улемы приводят этот хадис в качестве довода в пользу необходимости поиска исцеления даже тех болезней, которые медики объявили неизлечимыми.
Таким образом, благодаря Исламу в мире начались невиданные широкомасштабные и серьезные медицинские исследования. Среди мусульман появились великие ученые-медики.
2552. Передается от Усамы ибн Шарика радияллаху анху:
«Я пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Его сподвижники сидели, будто над их головой летала птица. Я поприветствовал и присел. Затем с разных сторон пришли бедуины и сказали:
– О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?
– Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах азза ва жалла, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старости».
Передали авторы Сунана санадом сахих.
Пояснение: Выражение «Его сподвижники сидели, будто над их головой летала птица» означает «они сидели так неподвижно, как неподвижно и тихо сидят некоторые птицы, когда над ними летает хищная птица».
В этом хадисе также подтверждается значение предыдущего. Добавляется только то, что нет исцеления от старости.
2553. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был спрошен:
«– О Посланник Аллаха, скажите, рукйа, которую принимаем, лечение, которым лечимся, и предохранение, которым охраняемся, – отразят ли от предустановления (кадара) Аллаха?
– Они и есть предустановление Аллаха, - сказал он».
Передал Тирмизи санадом сахих.
Пояснение: Оказывается, у людей бытует мнение: «Если предопределено Всевышним Аллахом, приходит недуг, и если предопределено, болезнь покидает человека. Раз это так, зачем же тогда нужно лечиться?». Чтобы узнать, каково положение в Исламе относительно именно этой самой мысли, люди задали Пророку саллаллаху алайхи васаллам вышеуказанный вопрос. Он же саллаллаху алайхи васаллам пояснил, что усилия для излечения также являются предопределением Аллаха. То есть человек заболевает по предопределению Аллаха, но и выздоровление посредством лечения также происходит по предопределению Всевышнего. Здесь одно предопределение Всевышнего Аллаха предотвращается другим предопределением Аллаха.
В те времена представители других религий придерживались убеждения о том, что болезнь – это предопределение Аллаха, присужденное Своему рабу, и что раб должен проявлять терпение и быть довольным своим предопределением и предустановлением, и если он станет активно искать исцеления, тем он выступит против предопределения Аллаха.
Ислам с помощью хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам окончательно и навсегда решил этот вопрос. Для каждого явления, для каждой вещи Аллах предопределил причину, и когда эта самая причина проявится, то проявится и ее следствие. Всевышний Аллах в Своих творениях заложил возможность устранения одного предопределения другим предопределением. Предопределение голода устраняется предопределением употребления пищи. Предопределение жажды устраняется предопределением питья. Точно так же предопределение недуга устраняется предопределением лечения.
Ислам первым в истории человечества поднял дело поисков исцеления от недуга до уровня вероубеждения.
Именно поэтому медицинские науки получили свое истинное развитие в Исламском мире.
Именно по этой самой причине самые выдающиеся мировые ученые-медики вышли из мусульман.
Именно поэтому первые в мире медицинские учреждения были созданы в Исламском мире.
Именно поэтому все человечество научилось пользоваться медициной у мусульман.
2554. Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху сказал:
«Я заболел. Так, Пророк саллаллаху алайхи васаллам пришел меня навестить. Положил свою руку между моих сосков. Я почувствовал в сердце ее прохладу. Затем он сказал:
– Поистине, ты человек с больным сердцем. Пойди к Харису ибн Калде из Сакифа. Поистине, он человек, занимающийся исцелением. Пусть возьмет семь штук из мединских фиников аджва, истолчет вместе с косточкой и даст тебе выпить».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Аджва – знаменитые финики высшего сорта из Лучезарной Медины.
Из этого хадиса исходят несколько важных выводов:
1. Пророк саллаллаху алайхи васаллам был заботливым по отношению к своим собратьям.
На это указывает посещение им Саъда ибн Абу Ваккаса радияллаху анху, как он заботливо прикладывает свою руку к его груди.
2. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был сведущ в болезнях.
Доказательством тому являются его слова, обращенные к Саъду ибн Абу Ваккасу: «Ты человек с больным сердцем».
3. Пророк саллаллаху алайхи васаллам знал также и о способах лечения.
На это указывают его следющие слова:
«Поистине, он человек, занимающийся исцелением. Пусть возьмет семь штук из мединских фиников аджва, истолчет вместе с косточкой и даст тебе выпить».
4. Лечение больного должен осуществлять лекарь-специалист.
Такое положение вытекает из того, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, несмотря на то, что он сам описал способ изготовления целебного средства, все же повелел Саъду ибн Абу Ваккасу радияллаху анху пойти к лекарю.
5. Улемы, принимая во внимание то обстоятельство, что упомянутый в этой передаче врачеватель из Сакифа Харрис ибн Калда тогда был язычником и впоследствии умер, так и не приняв Ислам, заключили, что мусульманин может показывать себя лекарю-иноверцу.
Только в связанных с положениями шариата вопросах слова такого врачевателя не принимаются. К примеру, вопрос о том, позволяет ли болезнь продолжить соблюдение поста или его следует прекратить, определяется квалифицированным врачом-мусульманином.
.