КНИГА О НАМАЗЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СУТИ НАМАЗА И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО СОБЛЮДЕНИЮ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
О ПРЕДПИСАННОСТИ НАМАЗА ФАРДОМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ
(продолжение)
327. Передается от Абу Умамы радияллаху анху:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, произнося хутбу во время прощального хаджа, сказал:
― Проявляйте богобоязненность перед Аллахом, совершайте ваши пять (намазов), соблюдайте пост в ваш месяц (Рамадан), давайте зáкат со своего имущества и подчиняйтесь своему руководителю ― войдете в рай Господа своего».
Пояснение: Как известно, прощальный хадж состоялся в конце жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Во время того хаджа он прощался со всеми, сказав: «Возможно, после этого года я больше не встречусь с вами».
И в самом деле, после того хаджа он умер. В процессе этого прощального хаджа Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес много многозначительных и важных речей-наставлений, проповедей и завещаний. Некоторые из них упоминаются и в этом хадисе.
Обращаясь к своей умме, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
1. «Проявляйте богобоязненнсть перед Аллахом»;
2. «Совершайте ваши пять (намазов)»;
3. «Соблюдайте пост в ваш месяц (Рамадан)»;
4. «Давайте зáкат со своего имущества»;
5. «Подчиняйтесь своему руководителю»;
6. «Войдете в рай Господа своего».
Упоминание намаза в первым из деяний, которые необходимо совершать чтобы войти в рай, свидетельствует о том, насколько важным является это богослужение.
328. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
― Аллах не повелевал Своему рабу ничего лучшего, чем совершаемые им два ракъата намаза. Пока раб пребывает в своем намазе, на него (начиная) с головы непременно будет сыпаться добро. Люди не могут приблизиться посредством ничего другого к Аллаху так же, как они приближаются к Нему благодаря тому, что исходило от Него. Подразумевается Куръан».
Оба хадиса передал Термизи.
Пояснение: В хадисе, который передает Абу Умома радияллаху анху речь идет о самом лучшем деянии, которое Аллах велел исполнять человеку.
«Аллах не повелевал Своему рабу ничего лучшего, чем совершаемые им два ракъата намаза».
Всевышний Аллах обязал своих правоверных рабов совершать многие деяния и богослужения. Все эти деяния должны исполняться человеком как повеления Всевышнего Аллаха. В то же время, эти деяния имеют различия по своим достоинствам. Из всех этих деяний, когда они совершаются человеком в качестве дополнителных, то есть, когда человек добровольно, в надежде на воздаяние Аллаха, помимо обязательных совершает дополнительные богослужения, намаз обладает высочайшим достоинством.
Поскольку именно в намазе возможно более искренне и полноценно выразить свое смирение и покорность Аллаху. Именно потому, что намаз является самым лучшим из богослужений:
«Пока раб пребывает в своем намазе, на него (начиная) с головы непременно будет сыпаться добро».
Пока человек совершает намаз, на него непрестанно нисходит милосердие Аллаха. Как только он завершает намаз ― прекращается и оно.
«Люди не могут приблизиться посредством ничего другого к Аллаху так же, как они приближаются к Нему благодаря тому, что исходило от Него».
Исходившее от Аллаха ― это Священный Куръан, желающий приблизиться к Аллаху человек, может сделать это совершая тилават Куръана. Ничем другим больше нельзя приблизиться к Аллаху, кроме как посредством этого ― чтения Куръана.
Следовательно, все предельно ясно. Если мы хотим сделать самое лучшее из того, что велел нам Аллах, мы должны совершать намаз.
Если мы хотим, чтобы на нас нисходила милость и милосердие Аллаха, нам также следует совершать намаз.
Самым лучшим способом приблизиться к Аллаху является совершение намаза и тилават Куръана. Ни что другое больше не приблизит нас к Аллаху настолько!
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из серии книг «Хадисы и жизнь», джуз 5, «Книга о намазе».
.