Многие ученые прошлого в своих трудах также писали о понятии «васатыя» – разумеется, сообразно обстоятельствам своего времени.
Имам Али ибн Мухаммад ибн Хабиб Маварди в своей известной многим книге «Адабуд дунйа вад дийн» пишет следующее:
«Между людьми возник спор о том, хорошо ли, когда разума становится слишком много? Некоторые сказали: нет, поскольку хорошее – это среднее состояние между двумя негативными качествами. Точно так же, как и между двумя крайностями».
Правители сказали Искандару:
«О падишах! Во всех делах придерживайся умеренности. Превышение в чем-либо – это вина. Халатность – беспомощность».
Иззудийн ибн Абдулазиз ибн Абдусалам в разделе «Фаслун фил иктисад фил масалих вал хуюри» своей книги «Каваидул ахкам фии масалихил анам» пишет следующее:
«Бережливость – это средний из двух уровней и среднее из двух состояний.
Состояния бывают трех типов: ущербность при привлечении пользы, допущение расточительства, сохранение равновесия между ними».
Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И не делай свою руку прикованной к своей шее и не раскрывай её во всю длину, иначе останешься сидеть порицаемым, жалким» (сура «Исра», аят 29).
«И те, которые, когда расходуют, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим умеренными» (сура «Фуркан», аят 67).
Хузайфа сказал: «Хорошее – это то, что между двумя плохими сторонами. Это означает, что и недостаток, и превышение – плохо, а хорошее – это нечто среднее между ними. Изначально, среднее – это самое лучшее».
Человек должен стремиться к тому, что ему под силу и соответствует его терпению, чтобы быть последовательным и постоянным во всех благих делах и в поклонении.
«О ночных бдениях Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если человек бодрствует ночью, пусть совершает намаз. Если устал, пусть спит».
Самовольное вменение себе в обязанность непосильных дополнительных поклонений может послужить причиной возникновения нелюбви к поклонению Аллаху. Если же не выполнять все из того, что под силу, можно остаться без пользы. Поистине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам предостерегал от привередливости в религии».
Мухаммад ибн Муфлих ибн Мухаммад Макдиси в своей книге «Адабуш-шаръия» пишет следующее:
«Абу Давуд с достоверным иснадом передает от Абу Муса Ашъари радияллаху анху:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Возвеличиванием Аллаха считается: уважение к мусульманину с сединой, к носителю Куръана, который не выходит за рамки в следовании ему, но и не допускает неисполнения предписанного им, и уважение к справедливому руководителю».
О том, кто «не выходит за рамки в следовании ему, но и не допускает неисполнения предписанного им», в «Нихая» говорится следующее:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит это потому, что сам он в поведении и морали придерживался среднего. Действительно, среднее – самое лучшее».
Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар ал- Хатами в своей книге «Аз-заваджир ан иктирабил кабаир» пишет о гневе следующее:
«Однако наибольшее совершенство – в умеренности этой силы (гнева), а не в его недостатке или избытке, в его подчинении разуму и религии, в его проявлении при необходимости твердости и в его угасании, когда нужна мягкость.
Именно такого состояния Аллах требует от Своих рабов – состояния васатыйи, к которому и призывал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Тот, кто сделал что-то недостаточно или вышел за рамки дозволенного, пусть исправит себя, встав на этот «сиратул мустакийм» – прямой путь».