В этой книге уже приводились высказывания современных ученых о чрезмерности, но для большей убедительности приведу еще один взгляд суфийских ученых на эту проблему, представив полный перевод главы «Чрезмерность в религии и ее отдаленность от исламской добродетели» из книги «Аъмаалу мултака тасаввуфил исламил аълами».
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам в хадисе, переданном имамом Тирмизи, наставлял на истинный путь словами: «Твое обращение к брату по вере с улыбкой — это тоже милостыня», ты увидишь допускающего чрезмерность смотрящим на своего брата со сморщенным лицом, наточенными зубами.
Его трудно увидеть улыбающимся, как будто улыбаться запрещено. Он ведет себя так, будто в месте, где он живет, нет никаких выражений любви. Он словно не читал ни одного хадиса об отношении к соседям, хотя Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, исходя из многочисленных советов Джибраила, подумал, что «наверное, сосед будет наделен еще и долей в наследстве».
Когда он у себя дома, если он хоть немного умеренней, он обвиняет отца в невежестве, мать — в отсталос-ти, сестер — в неприкрытости, а если он чуть более фанатичен, то и вовсе обвиняет их всех в неверии.
Этого господина ты можешь увидеть изо всех сил проклинающим свою страну, где он родился и вырос. Тогда как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал, что «правоверный — это дружелюбный человек». Он также недоволен обществом, объявляет государство неверным, издает фетву о запретности его имущества.
Если он встретит кого-либо из людей Книги, он будет стараться максимально их притеснять. Это он, по-своему, называет «джихадом против неверных». Если увидит, как эти люди Книги идут молиться в церковь, он соберет своих единомышленников и постарается взорвать ее.
Не дай Бог, если ты совершишь какой-нибудь грех, он обязательно вынесет свой приговор и объявит тебя неверным, будет унижать, искать другие твои ошибки и вместе со своими подельниками постарается отправить тебя на тот свет.
Все это — всего лишь некоторые их черты. Ничего из этого в позитивном смысле не найти ни в Куръане, ни в сунне, ни в иджмаъ, ни даже в киясе.
Как же прекрасны сказания, повествующие о жизни и деятельности таких выдающихся ученых, как имам Абу Ханифа, Малик, Лайс ибн Саъд, Ибн Хазм!
Пожалуйста! Познакомьтесь с преданием о первом из имамов четырех мазхабов — имаме Аъзаме — Абу Ханифе Нуъмане ибн Сабите, изложенным учителем Абдуррахманом Шаркави в его книге «Девять имамов фикха».