Сначала ознакомимся с тем, какой смысл включает в себя тезис «Мусульмане — васатыйная умма», а потом приступим к производным от него.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» Священного Куръана охарактеризовал мусульманскую нацию следующим образом:
«И вот так Мы сделали вас васатыйной нацией, чтобы вы были свидетелями над людьми и чтобы был посланник свидетелем над вами» (аят 143).
В этом аяте Аллах субханаху ва таъала объявляет о том, что сделал мусульман васатыйной (средней), т.е. «умеренной» уммой. Слово, обычно переведенное нами как «умеренная» или же «золотая середина», на арабском звучит «васат», что как отмечалось ранее, означает хороший, средний, центральный, умеренный и справедливый.
Средний считается хорошим, потому что края подвергаются различному воздействию и более подвержены порче, а середина остается невредимой.
Средний имеет значение справедливый, потому что середина по отношению к краям находится на равном расстоянии, не склоняется в какую-либо из сторон не нарушая справедливости.
Мусульманская община считается средней также и с точки зрения расположения. Ее религиозный центр расположен в середине Земли, между востоком и западом, севером и югом.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анъам» сказал:
«И эта Книга, что Мы ниспослали — благословенная, подтверждающая то, которое было до неё, и чтобы ты предостерегал мать городов и тех, кто вокруг неё» (аят 92).
Под выражением «Мать городов» («Уммул Кура») подразумевается священная Мекка. Этот город известен среди арабов под таким названием еще с давних времен, поскольку в этом городе находится Байтуллах — первый в мире дом Аллаха, построенный для поклонения. Этот дом Аллах сделал для всех любимым местом, местом благополучия. В этом же городе по воле Аллаха родился последний Пророк саллаллаху алайхи васаллам. В этом же городе Аллах начал ниспослание последней Книги – Священного Куръана. Цель ниспослания этой книги указана:
«…и чтобы ты предостерегал мать городов и тех, кто вокруг нее…»
Изучая толкование и мнения в отношении этих слов, мы убеждаемся в том, что Священный Куръан действительно является Божественным чудом, и его понимание людьми в зависимости от их уровня знаний могут значительно различаться.
Так, когда были ниспосланы эти аяты, люди посчитали, что Куръан был ниспослан Пророку Аллахом исключительно для предупреждения и направления на правильный путь жителей Мекки и ее округи. В последующем некоторые оппоненты Ислама заявляли, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сначала планировал захватить только Мекку и некоторые места в ее окружении, поэтому, дескать, в первых аятах Куръана и сказано «и чтобы ты предостерегал мать городов и тех, кто вокруг нее».
Мусульманские ученые дали этим оппонентам своевременный и обоснованный ответ: еще в первых аятах имелось достаточно свидетельств того, что Ислам предназначен всему миру. В частности, аят «И не послали Мы тебя кроме как только милостью для миров» в суре «Анбийа» и аят: «И не послали Мы тебя, кроме как ко всем людям благовещателем и предостерегающим» в суре «Сабаъ» являются такими ясными свидетельствами.
Уже намного позже, в связи с развитием науки, в частности, в результате великих открытий в области географии, ученые установили, что священная Мекка является центром всей суши на Земле. После этих открытий, с учетом расположения городов и деревень относительно Северного полюса и священной Мекки, были изобретены таблицы и приборы, определяющие направление Киблы. Также стало ясно, что выражение «и чтобы ты предостерегал мать городов и тех, кто вокруг нее» означает — для призыва всего человечества.
Исламская община также считается срединной и с точки зрения времени. Аллах, Пречист Он, Всевышний, ниспослал Ислам, когда человечество прошло так называемые этапы детства, подросткового периода и достигло своего совершеннолетия. Теперь же вплоть до Судного дня эта община в состоянии среднего возраста будет оставаться свидетельствующей об Истине.
Наши ученые широко и подробно писали еще о многих других важных значениях понятия «срединная умма». Исламская умма в действительности есть умеренная умма в полном смысле. Когда мы говорим средняя, мы подразумеваем «лучшая и предпочтительная, умеренная и справедливая и, наконец, срединная в чувствах».