1443 йил 2 зуль-хиджа | 2022 йил 02 июль, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Васатыя – путь жизни

Роль разума в понимании васатыйи

05:45 / 06.01.2017 3660 Режим чтения + -

 

Одной из главных целей Ислама являются добродетель и простота, чему существует немало доказательств. Добродетель – качество, связанное с натурой человека, ибо Аллах создал человека именно таким. Чистая натура не приемлет жесткости и трудности. Она всегда склонна к простоте и мягкости.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

 «…и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы от тебя…» («Áли Имран», аят 159).

Такие качества, как добродетель и простота, способствовали распространению и укреплению Ислама. Именно с учетом того, что в Исламе все просто, людям предписано совершать то, что им под силу: нет принуждения на непосильные дела.

Цель человека не в удовлетворении его «я», а в приучении разума к вещам, уравновешивающим деятельность человека, таким, как искоренение всего вредного с точки зрения шариата и утверждение полезного. Для достижения этой цели главным является «воздержание своего «я» от склонности к запретному и свобода в пользовании разрешенным в рамках умеренности» (Шатиби. «Мувафакат», том 2, стр. 109).

Ислам является религией добродетели и простоты, но это не значит, что в нем совсем нет трудностей. Точно так же, как простота является одной из его целей, так же целью является и несение тягот. Доказательством этому служит связанность воздаяний с тяготами» (Шатиби. «Мувафакат», 1-том, стр.329).

«Здесь следует обратить внимание на следующее. Требования не должны выходить за рамки и превышать возможностей того, к кому они предъявляются. Если же по каким-то причинам они все-таки выходят и их превышают, вступает в силу система исключений, которая облегчит их и вернет в рамки посильного. Главное не допускать отклонений, недостатка и перегибов в шариате и следовать срединным путем– путем васатыйи. Это и есть «сыратул мустаким», который принес Ислам» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр. 258).

«Васатыя является душой, связавшей шариат с разумностью и практичностью. Васатыя – это общее, что есть в шариате, в разуме и в реальной практике. Поэтому, если внимательно посмотреть на общее правило шариата, то обязательно найдешь принцип васатыйи» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.167).

По мнению Шатиби, если верующий отклоняется от васатыйи в сторону крайнего ужесточения или чрезмерного облегчения, то это не является проблемой шариата, это частный случай отдельной личности. Он пишет об этом следующее:

«Если увидишь отклонение в одну сторону, знай, что это противоречит реальному положению дел. Обычно строгость используется для устрашения беспечных по отношению к религии людей. Облегчение же, напротив, используется по отношению к пострадавшим от строгости путем укрепления надежды, разъяснений и послаблений. При отсутствии того и другого увидишь ясный, умеренный путь – васатыю. А это и есть главная цель» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

«Истинная религия состоит в предпочтении васатыйи, ибо в этом и есть польза для сотворенных. Тот, кто выходит за рамки – хоть в жесткую, хоть в мягкую сторону, признается отклонившимся от цели, заданной Установителем шариата – Аллахом» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

Установитель шариата – Аллах, хвала Ему, дал Своим созданиям возможность получать пользу с помощью васатыйи. Шатиби уподобляет это работе опытного лекаря:

«Сначала он с помощью принципа соразмерности устанавливает соответствие между состоянием пациента и количеством и свойствами его пищи. Затем он сообщает пациенту о неизвестных ему снадобьях, объясняет их свойства и принимает меры для возвращения организма к равновесию. Поскольку главное в здоровье – это умеренность и достигаемое через нее равновесие, устойчивый баланс. Все это проявление безмерной милости Аллаха, хвала Ему, Всевышнему» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.258).

Уподобляя действия Установителя шариата действиям лекаря, Имам Шатиби призывает придерживаться умеренности тех, кто занимается вопросами фетв, ибо муфтий – тоже своего рода врач, лечащий заболевания нафса – души. Методом его лечения является следование шариату, однако ему следует опасаться направления обратившегося к нему за фетвой человека к чрезмерно жестким либо к чрезмерно мягким средствам излечения.

«Несомненно, чрезмерная жесткость, как и мягкость, ведет к гибели. Если обратившегося за фетвой направить на путь тягот и лишений, он воспримет религию негативно и не сможет идти по пути загробной жизни. Если же его направить в сторону равнодушного отношения к шариату, велика опасность стать на путь легкомысленного удовлетворения своего нафса и страстей. Шариат же предостерегает именно от легкомыслия, ибо следование ему ведет к гибели, чему достаточно свидетельств» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.259).

Внимательное изучение шариата показывает, что принцип васатыйи является преимуществом, отличающим Ислам от всех других путей. Кроме того, следование этому принципу лечит от замкнутости (полной утраты «я») и фанатизма, стимулируя стремление к поиску истины». (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

В обращении к муфтиям Шатиби, призывая давать людям фетвы с умеренностью – в соответствии с целью Владыки шариата, также рекомендует последователям выбирать умеренный из мазхабов:

«Поскольку целью Владыки шариата и путем праведных предшественников (салафов) является умеренность (васатыя), последователям следует обратить внимание на тот мазхаб, который соответствует этому пути, так как именно к нему и стоит присоединиться» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

По мнению Шатиби, с точки зрения васатыйи, мазхабы шариата могут в чем-то превосходить друг друга. Но в целом все мазхабы – это пути к Аллаху.

Далее имам Шатиби передает мнение улемов о мазхабах, вышедших за рамки васатыйи:

«Они говорили о захиритском мазхабе Давуда, что это «нововведение (бидъа), появившееся после двухсотого года», потому что он был основан только на поверхностном. О мазхабе сторонников раъйа (выводящих заключения на основе сопоставлений) они говорили: «Если увлекутся сопоставлениями, выходят за рамки сунны. Если же мазхаб соответствует среднему между вышеуказанными двумя мазхабами, ему стоит последовать» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

 


Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Калит сўзлар: vasatiya-put-jizni
Статьи по теме
Васатыя в дополнительном посте Мусульмане первого поколения, будучи глубоко правоверными, старались увеличивать свое поклонение Аллаху, дабы заслужить большего читать полностью

3396 05:48 / 06.01.2017
Что касается учения об ангелах, то следует отметить, что некоторые вообще отрицают их существование, а другие верят, что ангелы mdash это дочери Аллаха.Мы же возьмем читать полностью

3700 05:46 / 06.01.2017
Как известно, без Куръана нет и Ислама, и веры. В Куръане нам дано достоверное, истинное знание о том, во что и как нужно верить, чему и как нужно следовать.Куръан ndash читать полностью

3704 05:48 / 06.01.2017
Всем известно, насколько важна для жизни человечества экономическая деятельность. Имущество, находящееся в собственности человека, является фундаментом его читать полностью

3306 05:55 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Существует онлайнигра, в которой ставки делаются реальными деньгами, и при выигрыше человек получает вложенные деньги и проценты от них. Я читать полностью