1441 йил 20 зуль-хиджа | 2020 йил 10 август, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Роль разума в понимании васатыйи

05:45 / 06.01.2017 3142 Режим чтения + -
.

 

Одной из главных целей Ислама являются добродетель и простота, чему существует немало доказательств. Добродетель – качество, связанное с натурой человека, ибо Аллах создал человека именно таким. Чистая натура не приемлет жесткости и трудности. Она всегда склонна к простоте и мягкости.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

 

«…и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы от тебя…» («Áли Имран», аят 159).

Такие качества, как добродетель и простота, способствовали распространению и укреплению Ислама. Именно с учетом того, что в Исламе все просто, людям предписано совершать то, что им под силу: нет принуждения на непосильные дела.

Цель человека не в удовлетворении его «я», а в приучении разума к вещам, уравновешивающим деятельность человека, таким, как искоренение всего вредного с точки зрения шариата и утверждение полезного. Для достижения этой цели главным является «воздержание своего «я» от склонности к запретному и свобода в пользовании разрешенным в рамках умеренности» (Шатиби. «Мувафакат», том 2, стр. 109).

Ислам является религией добродетели и простоты, но это не значит, что в нем совсем нет трудностей. Точно так же, как простота является одной из его целей, так же целью является и несение тягот. Доказательством этому служит связанность воздаяний с тяготами» (Шатиби. «Мувафакат», 1-том, стр.329).

«Здесь следует обратить внимание на следующее. Требования не должны выходить за рамки и превышать возможностей того, к кому они предъявляются. Если же по каким-то причинам они все-таки выходят и их превышают, вступает в силу система исключений, которая облегчит их и вернет в рамки посильного. Главное не допускать отклонений, недостатка и перегибов в шариате и следовать срединным путем– путем васатыйи. Это и есть «сыратул мустаким», который принес Ислам» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр. 258).

«Васатыя является душой, связавшей шариат с разумностью и практичностью. Васатыя – это общее, что есть в шариате, в разуме и в реальной практике. Поэтому, если внимательно посмотреть на общее правило шариата, то обязательно найдешь принцип васатыйи» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.167).

По мнению Шатиби, если верующий отклоняется от васатыйи в сторону крайнего ужесточения или чрезмерного облегчения, то это не является проблемой шариата, это частный случай отдельной личности. Он пишет об этом следующее:

«Если увидишь отклонение в одну сторону, знай, что это противоречит реальному положению дел. Обычно строгость используется для устрашения беспечных по отношению к религии людей. Облегчение же, напротив, используется по отношению к пострадавшим от строгости путем укрепления надежды, разъяснений и послаблений. При отсутствии того и другого увидишь ясный, умеренный путь – васатыю. А это и есть главная цель» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

«Истинная религия состоит в предпочтении васатыйи, ибо в этом и есть польза для сотворенных. Тот, кто выходит за рамки – хоть в жесткую, хоть в мягкую сторону, признается отклонившимся от цели, заданной Установителем шариата – Аллахом» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

Установитель шариата – Аллах, хвала Ему, дал Своим созданиям возможность получать пользу с помощью васатыйи. Шатиби уподобляет это работе опытного лекаря:

«Сначала он с помощью принципа соразмерности устанавливает соответствие между состоянием пациента и количеством и свойствами его пищи. Затем он сообщает пациенту о неизвестных ему снадобьях, объясняет их свойства и принимает меры для возвращения организма к равновесию. Поскольку главное в здоровье – это умеренность и достигаемое через нее равновесие, устойчивый баланс. Все это проявление безмерной милости Аллаха, хвала Ему, Всевышнему» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.258).

Уподобляя действия Установителя шариата действиям лекаря, Имам Шатиби призывает придерживаться умеренности тех, кто занимается вопросами фетв, ибо муфтий – тоже своего рода врач, лечащий заболевания нафса – души. Методом его лечения является следование шариату, однако ему следует опасаться направления обратившегося к нему за фетвой человека к чрезмерно жестким либо к чрезмерно мягким средствам излечения.

«Несомненно, чрезмерная жесткость, как и мягкость, ведет к гибели. Если обратившегося за фетвой направить на путь тягот и лишений, он воспримет религию негативно и не сможет идти по пути загробной жизни. Если же его направить в сторону равнодушного отношения к шариату, велика опасность стать на путь легкомысленного удовлетворения своего нафса и страстей. Шариат же предостерегает именно от легкомыслия, ибо следование ему ведет к гибели, чему достаточно свидетельств» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.259).

Внимательное изучение шариата показывает, что принцип васатыйи является преимуществом, отличающим Ислам от всех других путей. Кроме того, следование этому принципу лечит от замкнутости (полной утраты «я») и фанатизма, стимулируя стремление к поиску истины». (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

В обращении к муфтиям Шатиби, призывая давать людям фетвы с умеренностью – в соответствии с целью Владыки шариата, также рекомендует последователям выбирать умеренный из мазхабов:

«Поскольку целью Владыки шариата и путем праведных предшественников (салафов) является умеренность (васатыя), последователям следует обратить внимание на тот мазхаб, который соответствует этому пути, так как именно к нему и стоит присоединиться» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

По мнению Шатиби, с точки зрения васатыйи, мазхабы шариата могут в чем-то превосходить друг друга. Но в целом все мазхабы – это пути к Аллаху.

Далее имам Шатиби передает мнение улемов о мазхабах, вышедших за рамки васатыйи:

«Они говорили о захиритском мазхабе Давуда, что это «нововведение (бидъа), появившееся после двухсотого года», потому что он был основан только на поверхностном. О мазхабе сторонников раъйа (выводящих заключения на основе сопоставлений) они говорили: «Если увлекутся сопоставлениями, выходят за рамки сунны. Если же мазхаб соответствует среднему между вышеуказанными двумя мазхабами, ему стоит последовать» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,

 

«Васатыя ― путь жизни»

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемые устазы Я работаю врачом скорой помощи. Бывает, когда при нас больной умирает. Что следует делать в таких случаях То есть какие читать полностью

321 12:00 / 07 март
.  Сура «ТАКВИР» Ниспослана в Мекке. Состоит из 29 аятов.   Название этой суры исходит из смысла ее первого аята. Арабское слово таквир означает «скручивание», читать полностью

2219 13:50 / 20.05.2018
.  Вопрос Ассаламу алайкум Уважаемые наставники, заранее прошу извинить меня, если вопрос окажется неуместным. Я не смогла найти ответ через поисковую службу. читать полностью

2586 10:49 / 05.01.2017
.аят 34   В следующем аяте речь пойдет об упорядочении семьи, о назначении каждому задачи, исходя из его способностей, о способах разрешения возникающих читать полностью

3292 05:50 / 05.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью