Одной из главных целей Ислама являются добродетель и простота, чему существует немало доказательств. Добродетель – качество, связанное с натурой человека, ибо Аллах создал человека именно таким. Чистая натура не приемлет жесткости и трудности. Она всегда склонна к простоте и мягкости.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«…и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы от тебя…» («Áли Имран», аят 159).
Такие качества, как добродетель и простота, способствовали распространению и укреплению Ислама. Именно с учетом того, что в Исламе все просто, людям предписано совершать то, что им под силу: нет принуждения на непосильные дела.
Цель человека не в удовлетворении его «я», а в приучении разума к вещам, уравновешивающим деятельность человека, таким, как искоренение всего вредного с точки зрения шариата и утверждение полезного. Для достижения этой цели главным является «воздержание своего «я» от склонности к запретному и свобода в пользовании разрешенным в рамках умеренности» (Шатиби. «Мувафакат», том 2, стр. 109).
Ислам является религией добродетели и простоты, но это не значит, что в нем совсем нет трудностей. Точно так же, как простота является одной из его целей, так же целью является и несение тягот. Доказательством этому служит связанность воздаяний с тяготами» (Шатиби. «Мувафакат», 1-том, стр.329).
«Здесь следует обратить внимание на следующее. Требования не должны выходить за рамки и превышать возможностей того, к кому они предъявляются. Если же по каким-то причинам они все-таки выходят и их превышают, вступает в силу система исключений, которая облегчит их и вернет в рамки посильного. Главное не допускать отклонений, недостатка и перегибов в шариате и следовать срединным путем– путем васатыйи. Это и есть «сыратул мустаким», который принес Ислам» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр. 258).
«Васатыя является душой, связавшей шариат с разумностью и практичностью. Васатыя – это общее, что есть в шариате, в разуме и в реальной практике. Поэтому, если внимательно посмотреть на общее правило шариата, то обязательно найдешь принцип васатыйи» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.167).
По мнению Шатиби, если верующий отклоняется от васатыйи в сторону крайнего ужесточения или чрезмерного облегчения, то это не является проблемой шариата, это частный случай отдельной личности. Он пишет об этом следующее:
«Если увидишь отклонение в одну сторону, знай, что это противоречит реальному положению дел. Обычно строгость используется для устрашения беспечных по отношению к религии людей. Облегчение же, напротив, используется по отношению к пострадавшим от строгости путем укрепления надежды, разъяснений и послаблений. При отсутствии того и другого увидишь ясный, умеренный путь – васатыю. А это и есть главная цель» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).
«Истинная религия состоит в предпочтении васатыйи, ибо в этом и есть польза для сотворенных. Тот, кто выходит за рамки – хоть в жесткую, хоть в мягкую сторону, признается отклонившимся от цели, заданной Установителем шариата – Аллахом» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).
Установитель шариата – Аллах, хвала Ему, дал Своим созданиям возможность получать пользу с помощью васатыйи. Шатиби уподобляет это работе опытного лекаря:
«Сначала он с помощью принципа соразмерности устанавливает соответствие между состоянием пациента и количеством и свойствами его пищи. Затем он сообщает пациенту о неизвестных ему снадобьях, объясняет их свойства и принимает меры для возвращения организма к равновесию. Поскольку главное в здоровье – это умеренность и достигаемое через нее равновесие, устойчивый баланс. Все это проявление безмерной милости Аллаха, хвала Ему, Всевышнему» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.258).
Уподобляя действия Установителя шариата действиям лекаря, Имам Шатиби призывает придерживаться умеренности тех, кто занимается вопросами фетв, ибо муфтий – тоже своего рода врач, лечащий заболевания нафса – души. Методом его лечения является следование шариату, однако ему следует опасаться направления обратившегося к нему за фетвой человека к чрезмерно жестким либо к чрезмерно мягким средствам излечения.
«Несомненно, чрезмерная жесткость, как и мягкость, ведет к гибели. Если обратившегося за фетвой направить на путь тягот и лишений, он воспримет религию негативно и не сможет идти по пути загробной жизни. Если же его направить в сторону равнодушного отношения к шариату, велика опасность стать на путь легкомысленного удовлетворения своего нафса и страстей. Шариат же предостерегает именно от легкомыслия, ибо следование ему ведет к гибели, чему достаточно свидетельств» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.259).
Внимательное изучение шариата показывает, что принцип васатыйи является преимуществом, отличающим Ислам от всех других путей. Кроме того, следование этому принципу лечит от замкнутости (полной утраты «я») и фанатизма, стимулируя стремление к поиску истины». (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).
В обращении к муфтиям Шатиби, призывая давать людям фетвы с умеренностью – в соответствии с целью Владыки шариата, также рекомендует последователям выбирать умеренный из мазхабов:
«Поскольку целью Владыки шариата и путем праведных предшественников (салафов) является умеренность (васатыя), последователям следует обратить внимание на тот мазхаб, который соответствует этому пути, так как именно к нему и стоит присоединиться» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).
По мнению Шатиби, с точки зрения васатыйи, мазхабы шариата могут в чем-то превосходить друг друга. Но в целом все мазхабы – это пути к Аллаху.
Далее имам Шатиби передает мнение улемов о мазхабах, вышедших за рамки васатыйи:
«Они говорили о захиритском мазхабе Давуда, что это «нововведение (бидъа), появившееся после двухсотого года», потому что он был основан только на поверхностном. О мазхабе сторонников раъйа (выводящих заключения на основе сопоставлений) они говорили: «Если увлекутся сопоставлениями, выходят за рамки сунны. Если же мазхаб соответствует среднему между вышеуказанными двумя мазхабами, ему стоит последовать» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).