Не составляет большого труда установить и постараться направить на путь истинный тех, кто допускает халатность в религии, ослабляет ее требования – людей, называемых по-арабски «муфарритами».
Однако намного сложнее оберегать себя и наставлять на путь истинный представителей противоположной категории, о которых мы ранее говорили, как о «чрезмерно усердствующих в религии», фанатиках.
Дело в том, что внешне они производят впечатление истинных последователей религии, безукоризненно совершающих поклонения и служение Аллаху и очень благочестивых людей. Не каждый осмеливается чтолибо говорить против них, и не каждый ученый может их распознать – это под силу только тем, кто владеет достоверной и подробной информацией о них.
Для установления факта чрезмерности, выхода за рамки дозволенного в сторону преувеличения, следует внимательно изучить всю информацию по этому вопросу. Это тем более необходимо при рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения или нарушения шариата.
Понятие чрезмерности в религии выражается в исламской науке несколькими словами и выражениями:
1. «Гулув» – чрезмерность. Это слово в арабском языке означает выход за рамки чеголибо и превышение границ.
2. «Татарруф» – отклонение. В арабском языке это означает склонение в одну сторону, выход в сторону, неумеренность.
3. «Танаттуъ» – углубление. В арабском языке передает значение чрезмерного углубления в делах и в словах.
4. «Ташаддуд» – жесткость. В арабском языке означает чрезмерную жесткость.
5. «Унф» – принуждение. Означает проявление грубости, использование силы.
Наиболее распространенным из этих слов является слово «гулув», которое также выражает и все остальные значения. В арабском языке слово «гулув» означает кипение или чрезмерность в чемлибо.
Ибн Фарис отмечал, что слово «гулув» означает превышение установленного количества. Чрезмерное повышение цен на рынке также выражается происходящим от него словом «гала».
Хафиз Ибн Хаджар в своей знаменитой книге «Фатхул бари», разъясняя слово «гулув», говорит следующее:
«Гулув» означает превышение в чемлибо и следование чемулибо сверх меры» (13том, стр.278).
Имам Мунави сказал:
«Гулув» – это чрезмерность. «Гулув» в религии означает «быть жестким в ней и превышать меру в чрезмерном следовании» («Ат тавкиф», стр.253).
Имам Куртуби пишет, что гулув (чрезмерность) в религии подобно проявлению чрезмерности в отношении Ийсы. Чрезмерность одних в отношении Ийсы проявилась в их утверждении, что он родился вне законного брака, а чрезмерность других в том, что они возвели его в ранг Бога» («Тафсири Куртуби», 6том, стр. 77).
КУРЪАН И СУННА О ЧРЕЗМЕРНОСТИ
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:
«О люди Книги! Не проявляйте чрезмерности в своей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. Поистине, Мессия Ийса, сын Марйам – лишь посланник Аллаха и Его слово, что (Он) бросил Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите «троица»! Прекратите, это – лучше для вас. Поистине, Аллах – единый Бог. Пречист Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему (принадлежит) то, что в небесах и то, что на земле. И довольно Аллаха как поручителя!» (аят 171).
Вероучение людей Книги в ее начальном виде было верным. Однако со временем, особенно под воздействием императоров Рима, их вероучение было искажено в существенных вопросах.
Раба и Посланника Аллаха Ийсу алайхиссаллам они объявили единосущным «Сыном Бога» по природе. Затем они стали утверждать, что единый Аллах имеет одну сущность, но три ипостаси или лица: «Отец, Сын и Святой Дух».
Помимо этого, в богослужебной практике они возвели святую Марйам (Марию) дефакто в божественный ранг, присвоив ей титул «Богородица» и обращая к ней мольбы о спасении.
С одной стороны, объявив сущность Бога непознаваемой, с другой, они стали вникать умом в эту сущность, используя при этом понятия, взятые не из Книги Аллаха, а из философских сочинений, рассуждать о количестве ипостасей в этой сущности и так далее. В конце концов, принятое ими учение о единой сущности Бога с тремя ипостасями оказалось настолько запутанным и непонятным для подавляющего большинства верующих, что иначе, как проявлением чрезмерности его трудно охарактеризовать.
В суре «Маида» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«Скажи: «О обладатели Книги! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за порочными страстями народа, что действительно впал в заблуждение до этого, и ввели в заблуждение многих, и сбились с ровной дороги» (аят 77).
Это обращение адресовано последователям Писаний, живших в то время, когда были ниспосланы данные аяты, и позднее. В этих аятах звучит призыв не следовать их предкам и влечениям их нафса. Поскольку они оказались заблудшими сами, запутали других и в результате, окончательно отошли от верного пути.
Мы уже говорили, что чрезмерность поарабски обозначается словом «гулув». Но «гулув» – это еще и привнесение в религию того, что в ней нет, с целью показать себя более набожным.
К примеру, чрезмерность христиан в возвеличивании Ийсы алайхиссаллам стала причиной искажения того чистого вероучения, которое он принес. Подобных примеров очень много.
Именно поэтому, Аллах, Превелик Он и Преславен, поручает Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам призвать людей Книги не быть чрезмерными и несправедливыми. Но это требование – не быть чрезмерными в религии – касается и самих мусульман!
В обоих вышеприведенных аятах приводится слово «гулув», от которого люди открыто предостерегаются. Наряду с этим в Священном Куръане имеются аяты, в которых использовано не само слово «гулув», а то понятие, которое оно выражает, но в других терминах. Такие аяты имеются в сурах «Маида», «Тавба» и «Кахф».
«Гулув» осуждается и в сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы постараемся ознакомить вас с некоторыми хадисами, затрагивающими данную тему.
Имам Ахмад, Ибн Хузайм и Насаи передают от Ибн Аббаса хадис, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Остерегайтесь чрезмерности в религии. И поистине, тех, кто был до вас, погубило ни что иное, как чрезмерность в религии».
В «Сахихе» Муслима говорится: «Поистине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Погибли те, кто допустил чрезмерность». Он сказал это трижды».
В переданном от Абу Давуда хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не создавайте себе трудностей, чтобы не создавались вам трудности. И поистине, некий народ, что создал себе трудности, и Аллах создал им трудности. Вот их остатки – в кельях и в монастырях. «…А монашество они изобрели (сами) – не предписывали Мы его им».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, религия – легка. И кто будет чрезмерным в религии, (она) победит его самого. Будьте же умеренны, и будьте близки к этому, и благовещайте, и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
Передал Бухари.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывает не заниматься духовными подвигами чрезмерно, не мучить себя излишним упорством, а придерживаться срединности, стремиться к совершенству, всегда благовествовать о хорошем, не упускать благоприятных возможностей и использовать их.
Характеризуя Ислам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Поистине, религия – легка».
То есть, религия по своей сути состоит из простых и понятных каждому вещей, все ее предложения просты. В ней нет никаких неодолимых трудностей. Тот, кто намерен жить почеловечески, сразу поймет это.
Наряду с этим, ошибочно и мнение тех, кто, принижая Ислам, пытается его усложнить.
«И кто будет чрезмерным в религии, (она) победит его самого».
Тот, кто чрезмерно, переходя границы, намерен делать больше, чем положено, чтобы завоевать славу, будет повержен. Такие люди со временем сойдут с верного пути.
Другие, впадая в фанатизм, делают то, чего нет в религии. Требуя этого же и привлекая к этому остальных, они запутываются сами и сбивают с пути других. Вот это и означает быть поверженным религией.
«Будьте же умеренны».
То есть, делайте так, как указано шариатом, не преувеличивайте и не преуменьшайте.
«и будьте близки к этому».
Будьте в рамках указанного шариатом. Не выходите за них и не отдаляйтесь.
«и благовещайте».
Всегда сводите все к хорошему. Всегда говорите о хорошем, говорите хорошо и ожидайте хорошего.
«и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
«Просите помощи» означает совершать дополнительные поклонения. Быть постоянно занятым молитвами и поклонениями трудно. Поэтому здесь имеется ввиду, что это нужно делать с перерывами, во время отдыха.
Существует очень много неверных представлений об Исламе. Наиболее распространенным из них является заявление о том, что требования Ислама очень сложны и затрудняют жизнь человека.
В ответ тем, кто говорит о сложности Ислама, мы спрашиваем: «Что же в нем трудного?!». Что же в нем сложного, в сравнении с другими религиями и с неверием?
Чтобы стать мусульманином, достаточно лишь произнести на словах свидетельство признания (калимату шахада: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и Посланник») и подтвердить это сердцем. Больше ничего не нужно. Не нужно идти в какоето особое место, проводить какойто особый ритуал, не нужно делать ничего подобного крещению и т.п.
Не нужно и заучивать какиелибо уставы, получать документ от различных людей и учреждений, отвечать на вопросы, а в случае неудачных ответов давать взятки, быть сначала кандидатом, чтобы только потом стать членом объединения и т.п.
Никаких неодолимых сложностей нет и в том, что Ислам требует от членов мусульманского общества. Даже требования поклонения Аллаху имеют своей целью и результатом пользу каждому мусульманину лично, мусульманскому обществу, обществу в целом и всему человечеству.
Для совершения предписанных поклонений в Исламе не требуется ни специального места, ни особой одежды, ни различных предметов или специально подготовленных людей. Каждый может совершать поклонения Всевышнему в любом месте, в обычной одежде и в любое время. Необходимо лишь соблюдать положенную чистоту и благочестие.
Для покаяния в Исламе человеку достаточно лишь искренне раскаяться, попросить прощения и не повторять совершенных ранее грехов. Для этого не требуется, как в других религиях, проведения особого ритуала, участия культового посредника, принимающего раскаяние, или приобретения документа о «прощении».
Ислам требует от человека главного – возвышения с уровня животных ощущений до уровня истинного наместника Аллаха на земле. Но Ислам изначально не ставит цели привести человека к уровню неземного ангела! Поэтому те, кто считает требования Ислама трудновыполнимыми, просто хотели бы оставаться на уровне переживания животных ощущений.
Ислам не желает людям трудностей, возложения на них того, что выше их терпения. Поэтому он предостерегает тех, кто по собственному желанию впадает в чрезмерность, стремясь совершать больше дополнительных поклонений.
ПРАВЕДНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ О ЧРЕЗМЕРНОСТИ
Наиболее близкое к учению Куръана и сунны поколение мусульман – почтенные сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам – лучше всех осознавали опасность, исходящую от чрезмерности. Далее мы приводим некоторые сохранившиеся в письменных источниках предания сподвижников об этом.
Умар радияллаху анху говорил:
«Если вы будете совершать разговение (ифтар) быстро, но не будете чрезмерно усердствовать, подобно жителям Ирака, то будете пребывать в истине постоянно» («Лисанул араб», 7 том, 4461).
Также передается от Умара радияллаху анху:
«Когда один человек, читая аят «Факихатан и аббан» спросил о значении «аббан», он (Умар радияллаху анху) сказал, что мы предостережены от фанатизма и чрезмерного усердия» («Фатхул бари», 13том, стр.271).
Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сказал:
«Не будь чрезмерным в моем саване» (Передал Абу Давуд).
Также Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сказал:
«Две категории людей постигнет горе изза их отношения ко мне. Тех, кто из чрезмерной любви ко мне будет придавать мне качества, которых у меня нет, и тех, кто из излишней ненависти дойдет в этом до клеветы» (Передал Ахмад).
Передается от Абу Салта:
«Один человек написал письмо Умару ибн Абдулазизу, в котором спросил о судьбе. Он написал в ответ следующее:
«Советую тебе быть богобоязненным, быть умеренным в следовании повелениям Аллаха, следовать сунне Его Пророка и избегать придуманных еретиками нововведений.
Следуй сунне. Это для тебя данная Аллахом честь. Также знай, что какое бы нововведение ни придумали люди, его причина и прототип имели место ранее. Эти первичные образцы нововведений показаны в сунне для того, чтобы каждый читающий осознал, как губительно поступать вопреки сунне ради нововведений, придуманных тщеславными фанатиками.
Так вот, довольствуйся тем, чему отдавали предпочтение для своей души люди, которые основывались на истинном знании и были очень внимательны. Они были сильны в открытиях и более достойны той благости, в которой пребывали постоянно. Если в том, чего придерживаетесь вы, есть верное руководство, значит вы достигли его раньше их. Если вы считаете, что «это явление» появилось после них, то несомненно, что это придумано теми, кто не последовал за ними и отвернулся от них.
Действительно, поколения праведных предшественников впереди других. Они уже давно высказали об этом то, что следовало сказать, и оставили рецепт для излечения. Тот, кто был ниже их, допустил халатность. Тех, кто пытался стать выше их, постигло горе. Поистине, одни люди были ниже их и пострадали (изза того, что не выполнили должного). Другие пытались превзойти их и вышли за пределы дозволенного. Они же (праведные), были посередине, на правильном пути – «сыратул мустаким».
В своем письме ты спрашиваешь о смирении с предопределением Аллаха. По воле Аллаха, ты обратился к человеку, знающему об этом. Насколько мне известно, в том, что создали люди, и в тех нововведениях, которые они придумали, наверное, нет ничего более сильного по воздействию на сознание и более устоявшегося, чем смирение с промыслом Аллаха.
Упоминания об этом присутствовали и во времена невежества до Ислама – тогда об этом много говорили и сочиняли стихи. Этим они успокаивали себя, оправдывая свои проступки.
В дальнейшем эта тема в определенном смысле перешла в Ислам. Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упоминал об этом не в одном, и не двух, а во множестве хадисов. Мусульмане слышали это от него. Они говорили об этом с верой, со смирением перед Господом и осознанием своей слабости, как во время его жизни, так и после него.
Они уверовали в то, что не было знания, которое бы Он (Аллах) не охватил, не было книги, которую бы Он не завершил, и не было ничего, чего бы Он не предопределил. Все это есть в Его ясной Книге (Куръан). Они учились по ней и брали из нее нужное.
Не говорите: «Для чего Аллах ниспослал вот этот аят?», «Почему Он сказал так?». Поистине, они тоже читали в нем то, что читаете вы, а из его толкований узнавали то, что вам неизвестно. Все записано в Книге (жизни), будет то, что суждено, будет то, что пожелает Аллах и не будет того, чего Он не пожелает.
Они говорили, что не властны ни над ущербом, ни над пользой для себя. После этого они склонялись и пребывали в страхе» (Передал Абу Давуд).
Аббад ибн Аббад ал Хаввас ашШами радияллаху анху говорит:
«Будьте разумны, разум – это благо. Сердца некоторых разумных людей будучи занятыми чрезмерным усердием, посвятив себя тому, что вредно для них, не получили пользы и забыли о том, в чем нуждались. Отказ смотреть на то, что невозможно увидеть – это тоже признак разумности.
Иногда излишество ума может принести беды его владельцу. Примером этого может быть тот, кто не отказывается спорить с человеком, менее праведным в делах, а также человек, сердце которого занято нововведениями (бидъат). Такой человек в своей вере не стремится подражать сподвижникам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам либо ограничивается тем, что полагается только на свои желания.
Он претендует на то, что якобы берет все из Куръана. На самом же деле, он призывает к отклонению от Куръана. Разве до него и ему подобных не было тех, кто изучал Куръан, следовал его указаниям и уверовал в его неоднозначные аяты («муташабих»)?
Те, кто был раньше, были на минаретах, освещавших путь. Куръан был предводителем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был предводителем своих сподвижников, а они были предводителями для следующих поколений. Все они и места их проживания известны.
Даже если между ними были какието внутренние противоречия, они единогласно выступали против поддавшихся нафсу. Перед силой их мысли гордецы терялись, оказавшись гдето далеко от цели или отклонившись с пути истины («сыратул мустаким»).
Предводители гордецов водили их по степям и бездорожью заблуждений. Изза своего самовольства они еще больше погружались в невежество. Когда же сатана создавал для них в их невежестве какуюто новую ересь, они бросали прежнюю и переходили к ней, ибо не стремились следовать за праведными сподвижниками Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не брали пример с мухаджиров.
Упоминается, что Умар сказал Зияду:
«Знаешь ли ты то, что может испортить Ислам? Отклонение ученого, оспаривание Куръана мунафиком, ведущие к невежеству имамы. Побойтесь Аллаха и остерегайтесь таких качеств, как сплетни, доносы и лицемерие, появившихся у ваших чтецов Куръана и в ваших мечетях. Говорится, что тот, кто двуличен в этом мире, будет двуличен и в аду.
Когда ты встретишь сплетника, он будет сплетничать о том, о ком угодно тебе. Затем он пойдет к тому человеку и будет делать то же самое о тебе. Так он получает свое от вас обоих. А для вас обоих это останется секретом.
Он старается показать себя братом каждому, перед кем он предстанет. В отношении же того, кого нет рядом, он словно враг. Для него выше тот, кто рядом с ним. Тот, кого нет рядом, не имеет уважения. Тот, кто рядом с ним, покупается на его похвалы и сплетничает о том, кого нет рядом.
О рабы Аллаха! Неужели нет среди людей никого разумного, исправляющего ошибки?! Может быть, он разоблачит эти интриги и защитит честь брата мусульманина!
Побойтесь Аллаха! Уважайте старших из вас! Не говорите о них ничего, кроме хорошего. Если вы слуги Куръана и сунны, советуйтесь о своей общине между собой во имя Аллаха. Пока ктото не произнесет слова Куръана, Куръан сам не произнесет ничего. Пока ктото не будет следовать сунне, она сама не будет действовать.
Если ученый будет молчать, не будет опровергать явно происходящее и не будет принимать решение в отношении запрещенного, когда же невежда получит знания? Поистине, Аллах взял обязательство с тех, кому он дал Книгу, что они обязательно доведут его до людей, не скрывая.
Будьте богобоязненны! Поистине, вы находитесь в том времени, когда воздержание стало хрупким, повиновение ослабло, а смутьяны вооружились наукой. Им нравится быть известными своей ученостью. Им не нравится быть известными ее отрицанием. Изза тех ошибок, которые они привнесли в нее, они проявили высокомерие в науке. Они поменяли учение об истине, от которой отказались, на невежество, которому следуют. Их грехи не будут прощены, даже если они покаются. Их недостатки, это недостатки, которые невозможно признать. Как же может найти правильный путь ищущий его, если предводитель сам в изумлении?!
Они полюбили земное и не возлюбили положение людей мира. Они присоединились к ним в развлечениях, но отделились от того, что они говорили. Они защищали себя словами от сравнения с деяниями других. Они не отказались от того, что сами отрицали. Они не приняли то, что сами описали. Поскольку тот, кто следует истине, говорит, даже когда молчит. Как говорят, Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал: «Я не принимаю все, что говорит мудрец (ученый). Я смотрю на его заботы и желания. Если его заботы и желания посвящены Мне, то Я превращу его молчание в восхваления и возвеличивание, даже если он ничего не сказал» (Передал Дарими).