Исламская умма придерживается срединности, справедливости и выбора наилучшего из возможного. Она не подражает другим, но использует из опыта других то, что отвечает ее собственным требованиям. А эти требования устанавливаются шариатом — ясным путем и основой ее единства. Указанные особенности не противопоставляют мусульман другим людям, а позволяют плодотворно сотрудничать с ними.
Ислам призывает к постоянному сотрудничеству со всеми народами, не объявившими войну мусульманам, независимо от их религиозной, расовой принадлежности, социального положения и происхождения. Это могут подтвердить как друзья, так и недруги Ислама.
Международное сотрудничество, с позиции мусульман, основывается на следующих принципах:
1. Признание того, что принадлежность человечества различным религиям является изначальным замыслом Аллаха, Превелик Он и Преславен.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Тагабун» сказал:
«Пречищает Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле. Ему принадлежит власть, и Ему — хвала, и Он на всякую вещь Могуществен! Он — Тот, Который сотворил вас. И среди вас — неверные, и среди вас — верующие. А Аллах то, что делаете — Видящий!» (аяты 1- 2).
Такова сущность людей: не находя единства в вопросах убеждений, веры и сознания, они все время разделяются на различные группы. Тот, кто прислушивается к своему сердцу, видит в сотворенном мире его уникальность, разумность и целесообразность, убеждается в бытии Творца всего сущего, становится правоверным и принимает веру в Аллаха.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, Сам предоставил человеку свободу и выбор. Кто-то, если пожелает, может стать правоверным, кто-то — неверным (кафиром).
Обращаясь к Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний в суре «Кахф» сказал:
«И скажи: «Истина — от вашего Господа: и кто пожелал, пусть уверует, а кто пожелал, пусть не уверует» (аят 29).
Правоверный мусульманин хорошо осознает, что все происходящее имеет место только по воле и желанию Всемогущего, что никто не может отменить Его волю и что Аллах желает только лучшего для Своих созданий. Поэтому мусульмане дарят людям добро и являются в этом примером для других. Они не принуждают и не настаивают.
Обращаясь к Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний в суре «Юнус» сказал:
«А если бы пожелал твой Господь, непременно уверовали бы все те, кто на земле, вместе. Разве же вынудишь людей, пока не станут верующими?» (аят 99).
Не печалься о том, что все неодинаково праведны. Не обязательно, чтобы все были праведными. Если бы это было необходимо, Аллах, Превелик Он и Преславен, изначально создал бы всех безгрешными или заставил бы их быть такими. Да,
«А если бы пожелал твой Господь, непремен-но уверовали бы все те, кто на земле, вместе».
Однако Он, знающий сущность всего, не сделал этого. Он создал человека свободным, то есть, дал ему выбор между добром и злом, между верой и неверием. Но вместе с этим Аллах дал человеку разум для различения правильного пути от неправильного. Для помощи человеку в нахождении самого верного пути Он направлял пророков, ниспосылал Писания. Таким образом, вопрос веры стал делом добровольного выбора. Благодаря этим факторам, каждый человек может найти правильный путь, Аллах никого не принуждает.
«Разве же вынудишь людей, пока не станут верующими?».
Вопрос веры связан с сердцем (душой), и принуждение бесполезно.
2. Единство и достоинство человеческого рода.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Исра» сказал:
«И действительно Мы оказали честь сынам Адама и носили их на суше и на море, и наделили их из чистых благ, и дали Мы им пред многими из тех, кого Мы сотворили, исключительное преимущество» (аят 70).
Аллах, Превелик Он и Преславен, создал самые различные виды существ, которые различаются по степеням превосходства. При этом Творец говорит о том, что человека Он создал самым лучшим и святым из всех творений.
«И действительно Мы оказали честь сынам Адама».
О превосходстве человека свидетельствует уже строение всех его органов. Ни у одного другого существа нет такой красивой внешности, таких пропорций и таких прекрасных органов.
Помимо этого, Всевышний создал человека лично и вдохнул в него из Своего духа — такой чести не удостоено ни одно другое существо. Именно поэтому человек — самое дорогое и благочестивое создание.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, дал преимущество человеку еще и в том, что Сам одарил его разумом, благодаря которому человек возвышается над всеми остальными созданиями. Применяя данный Аллахом разум, он может действовать, творить, производить, использовать в своих интересах других существ. Все это — свидетельство того, что Аллах сделал человека самым совершенным и благочестивым созданием.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, избрал среди людей пророков, через которых и ниспосылал Свои священные Книги. Он научил человека шариату — все это свидетельство того, что Аллах сделал человека самым ценным существом. Наконец, Всевышний сделал человека, и только его, своим наместником на Земле!
«и носили их на суше и на море».
Аллах, Превелик Он и Преславен, создал для человека различные средства передвижения и соответствующие законы перемещения как на суше, так и по морю.
Используя на суше различных животных и средства передвижения, человек легко выполняет тяжелые работы. Поднимающие и служащие для перевозки человеку средства (животные), являясь созданиями Аллаха, осуществляют свои функции согласно созданным Господом законам. Это также свидетельство того, что Аллах сделал человека самым ценным существом.
Наряду с этим, создав нетонущие в воде вещества, воодушевив человека на придание им определенных форм, Он сделал их средствами передвижения по воде. Это также свидетельство того, что Аллах сделал человека самым ценным существом.
«и наделили их из чистых благ».
Аллах, Пречист Он, Всевышний, предоставил человеку для употребления все дозволенные (халал) блага. Их невозможно пересчитать. Человек должен правильно использовать эти блага и быть благодарным. Предоставление этих бесчисленных благ также обусловлено тем, что человек — самое ценное существо.
«…и дали Мы им пред многими из тех, кого Мы сотворили, исключительное преимущество».
Человек считается самым лучшим из творений. На свете нет существа, схожего с ним в этом качестве. Все творения призваны безупречно служить человеку. Однако за такую предпочтительность предусмотрена и ответственность. В Судный день предстоит расчет за все, и будет спрошено за каждое предоставленное благо и преимущество.
Раньше люди не просто разделялись на различные народы, племена, расы, но и противопоставляли себя друг другу, считая себя выше всех, а других ниже себя. Различия между некоторыми из этих категорий людей доходили до того, что соответствовали разнице между человеком и животным, свободным и рабом, поклоняющимся и объектом поклонения. Ввиду этого абсолютно не рассматривался и вопрос о единстве и равенстве людей.
После такой затянувшейся тишины и тьмы, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам объявил истину, потрясшую умы того общества:
«О люди! Поистине, ваш Господь един. Поистине, вы имеете одного праотца. Все вы произошли от Адама. Адам сотворен из праха. Поистине, лучший из вас перед Аллахом — более богобоязненный. Араб не лучше неараба, если только он не более богобоязненный».
Это заявление объединяет в себе два истинных положения, которые являются главными опорами благополучия и мира.
Одна из них — это единство Бога. Вторая — единство человечества.
Человек родственен любому другому человеку дважды:
1) у них единый Создатель,
2) у них единый человеческий праотец.
Независимо от субъективных желаний нам дана основа нашего бытия, которая связывает нас всех воедино, поэтому все люди должны быть в добрых, родственных отношениях между собой.
3. Необходимость того, чтобы между всеми людьми существовали взаимные контакты и согласие.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Худжурат» сказал:
«О люди! Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый благородный перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах — Всезнающий, Всесведущий» (аят 13).
Обращение «О люди!», адресованное в этом аяте всему человечеству, напоминает об их единой сущности.
«Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».
Следовательно, люди имеют единое начало: все произошли от праотца Адама алайхиссаллам и праматери Хавы (Евы). В то же время, Аллах, Пречист Он, Всевышний, подчеркивает, что разделил их на различные народы и племена. Для того, чтобы они контактировали между собой и познавали друг друга.
«…и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».
Никогда не следует забывать о том, что главной целью разделения людей на различные народы, нации, расы и племена, является предоставление им возможности обогащаться познанием друг друга.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в этом аяте не устанавливает такие цели, как войны, ругань, гордыня, хвастовство или что-то подобное.
Из этого аята напрямую следует, что любое использование различия народов в других целях, не предусмотренных Всевышним, помимо познания друг друга — это выступление против воли Самого Аллаха.
Люди самовольно придумывают различные критерии, на основе которых возвышают одних над другими. Одни пытаются показать свое превосходство на основе обладания богатствами, вторые на основе происхождения, третьи по цвету кожи, четвертые по роду и национальности. При этом они забывают, что все произошли от одних прародителей, а последние были созданы из праха. В результате, возникают различные противоречия, происходят войны и другие беды.
В Исламе подобные критерии не имеют никакой ценности, так как единственный критерий оценки — Божественный. И этот критерий ставит во главу угла только одно качество — богобоязненность человека:
«И самый благородный перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный».
Только тогда, когда ценность человека будет определяться согласно этому Божественному критерию, будут решены все противоречия, конфликты и неурядицы.
На эту тему известно много хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, но смотрит на ваши сердца и на ваши деяния».
Передал Муслим.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Абу Зарру Гифари: «Знай, если не превосходишь в богобоязненности, то ты не лучше ни красного, ни черного».
Существует еще очень много хадисов с аналогичным смыслом.
4. Мирное сосуществование.
Ислам предусматривает мирное сосуществование и доброжелательное отношение со всеми иноверцами, не объявившими войну мусульманам.
В суре «Мумтахана» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«Не запрещает вам Аллах о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не выводили вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним. Поистине, Аллах любит справедливых!» (аят 8).
В этом священном аяте Всевышний повелевает правоверным мусульманам поддерживать хорошие отношения и справедливо относиться к представителям других наций и религий, если они не воюют с мусульманами из-за религиозной нетерпимости и не притесняют их в основных правах.
«Не запрещает вам Аллах о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не выводили вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним».
Эта заповедь является ясным примером гуманизма и доброжелательности Ислама — он никому не запрещает делать добро и справедливо относиться к представителям других вероисповеданий.
«Поистине, Аллах любит справедливых».
Этот высокий принцип не смогли внедрить в жизнь общества ни один общественно-политический строй и ни одна религия. Ислам на деле применил принцип васатыйи — умеренности, выбора наилучшего, справедливости в вопросах отношений с другими людьми.
Для подтверждения рассмотрим факты из реальной истории.
После переселения в Медину Пророк саллаллаху алайхи васаллам заключил конституционное соглашение с местными иудеями, в котором определил права всех жителей Медины, независимо от религии, установил принципы мирного сосуществования и сотрудничества во благо всего общества и сам жил и руководствовался этим соглашением.
И в повседневной жизни Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам поддерживал хорошие контакты с представителями других религий и прекрасно относился к ним. В том числе, он делал им подарки и принимал дары от них. Общеизвестно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам носил подаренные представителями других религий одежды.
«Разместив прибывших из Эфиопии гостей-христиан в своей мечети, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Они с уважением относились к нашим сподвижникам. Мне хочется самому проявить к ним почтение», и лично ухаживал за ними».
Кроме того, он разместил в своей мечети группу христиан из Наджрана и разрешил им совершать поклонение в ней.
После Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам его мирную и добрососедскую политику в отношении представителей других религий продолжили и последующие руководители исламского государства. Халиф Умар радияллаху анху, прибыв в Байтул-Макдис (Иерусалим), заключил соглашение с местным христианским населением, приняв их условия. Текст соглашения, обеспечивавшего широкие возможности, безопасность и свободу иноверцев, выглядел следующим образом:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Это — дарование жителям Илии мира раба Аллаха, предводителя верующих (Умара). Он даровал мир их жизни, их имуществу, их церквам, их крестам, больным и здоровым — всему народу. Не будет заселены их церкви, не будут разрушены и не будет нанесен ущерб ни им, ни границам их, ни крестам их, ни какому бы то ни было имуществу их; и не будут они принуждены в вере, и не будут обижать никого из них. Не будет поселяться с ними в Илии ни один иудей. На жителях Илии — обязанность давать джизйу, как дают ее жители Мадаина, и на них — обязанность выгнать из нее римлян и пиратов.
И кто выйдет из нее, он и его имущество в безопасности, пока не достигнет безопасного места, а кто из них останется, тот — в безопасности, и на нем — такая же обязанность джизйи, как и на жителях Илии. Кто из жителей Илии желает уехать сам со своим имуществом с римлянами (покидая свою церковь и свой крест), то их жизни, церкви и кресты в безопасности, пока не достигнут безопасного места. Кто из поселян был с ними до убийства такого-то, то те, кто из них пожелает остаться, и на нем — такая же обязанность джизйи, как и на жителях Илии. Кто из них желает уехать с римлянами, и кто желает вернуться к своим, то с не берется с них ничего, пока не сожнут свою жатву. И на основе того, что в этом cоглашении — завет Аллаха и покровительство Его посланника и покровительство халифов, и покровительство верующих, если дают установленную джизйу.
Настоящее засвидетельствовали Халид ибн Валид, Амр ибн Асс, Абдуррахман ибн Авф, Муавия ибн Абу Суфян. Записано и отредактировано 15 числа».
Патриарх христиан разрешил Умару радияллаху анху совершить послеполуденный намаз в главной местной церкви. Но Умар радияллаху анху не стал там совершать намаз, сказав: «Если я сделаю это, другие мусульмане будут говорить: «Мы будем совершать намаз там, где совершал Умар», и будут беспокоить вас».
Сам по себе факт, что в таких странах, как Египет, Сирия, Иордания, Иран, где уже более 14 веков господствует Ислам, значительная часть коренного населения до сих пор исповедует свои религии, свидетельствует о том, что Ислам является исключительно веротерпимой религией.
Эту мысль подтверждает и тот факт, что в таких странах, как Индия и Ливан, мусульмане, несмотря на то, что они длительное время находились у власти этих стран, составляют меньшинство населения.
В исламских странах, в которых правильно понимался Шариат, люди назначались на высокие должности не по их принадлежности к той или иной религии или мазхабу, а исходя из их личных способностей, уровня исполнения обязанностей и профессионализма.
Ибн Ассал, личный лекарь известного халифа Муавии ибн Абу Суфяна радияллаху анху, был христианином. Его секретарь также был христианином.
Халиф Марван ибн Хакам назначил на государственные должности в Египте христианина по имени Афанасий, который в дальнейшем стал председателем государственных администраций.
Эту истину признают и многие немусульманские историки, которые с восхищением писали об этом в своих трудах. В частности, Марк Сайс, характеризуя исламское государство времен Харуна ар-Рашида, пишет следующее:
«Христиане, идолопоклонники, иудеи и мусульмане равноправно работали на государственной службе».
То же самое можно сказать и о научных обсуждениях, исследованиях и должностях. Под сенью исламского государства люди, независимо от их вероис-поведания, жили и творили на равных условиях.
Собрав в своей академии ученых, представлявших разные религии и мазхабы, халиф Маъмун сказал им: «Обсуждайте любые научные вопросы, но во избежание разобщенности не приводите аргументы из священных Книг своих религий».
Высоко оценивая такую терпимость Ислама в сфере науки, известный американский ученый мистер Драбер писал следующее:
«Первые мусульмане времен халифов не ограничивались просто уважением к христианским и иудейским ученым — они доверяли им важные дела, назначали их на государственные должности. Вплоть до того, что Харун ар-Рашид поручил Халне ибн Масаваху осуществление контроля всех медресе. При назначении на должности не принималось во внимание ни место проживания, ни религия, которую исповедовал ученый. Учитывался лишь уровень его знаний и просвещенности».
И в наше время первыми призвали к межрелигиозному диалогу и общению также мусульмане, подтвердив свои намерения делом. Именно мусульмане выступили с призывом не только к межрелигиозному диалогу, но и диалогу между цивилизациями.
Это было своего рода ответом тем силам, которые неустанно твердили о том, что после уничтожения «красного», необходимо уничтожить и «зеленого» врага, а также выступали за конфликт между цивилизациями.
По убеждению мусульман, всем необходимо сотрудничать друг с другом во благо общечеловеческих интересов, твердо придерживаясь своих религий, позиций, убеждений и веры. Только тогда человечество сможет избежать войны и встать на путь мира, спокойствия и благополучия.